Поиск
Close this search box.

Из Баку в Новую Зеландию через Ямбург

Героиню этого очерка я впервые увидела на сцене во время традиционного новогоднего концерта оклендской вокальной студии “Премьера” в прошлом году. До этого мы коротко пересекались на встречах клуба авторской песни, не вступая в долгие разговоры. А вот на сцене Ирина при первом же появлении обратила на себя мое внимание –  и яркая внешность, и голос… И роль ей была отведена “звездная”.

А через несколько дней произошла случайная встреча на постновогодней вечеринке. И состоялся короткий разговор, во время которого я поняла – очень интересно было бы узнать об этой женщине больше. Через несколько дней мы встретились для долгой беседы. Рассказ о себе Ирина начала с обычного: “Ну почему обо мне? Ну что такого особенного я сделала и делаю? Да вы лучше написали бы об этом человеке или вот об этом…” Но чем больше подробностей о жизни Ирины мы узнавали, тем яснее становилось – все правильно, с ней стоит познакомить наших читателей… 

Не устаешь поражаться тому, как исторические события меняют жизнь обычных людей, определяя неожиданные, порой,  крутые повороты в их судьбах. Так, коллективизация заставила деда нашей героини глухой ночью посадить многочисленную семью в телегу, запряженную одолженной у соседа лошадью, и бежать из родной алтайской деревни. Этот долгий исход семья закончила в Ташкенте. Из этого города ушла добровольцем на Отечественную войну восемнадцатилетняя мама Ирины и провоевала радисткой на военном аэродроме до победы. Послевоенная судьба привела ее в Баку, где она познакомилась со своим будущим мужем… Ирина родилась и окончила школу в столице Азербайджана. 

Нелегко живется тем, кого судьба от рождения одарила многими талантами и способностями. Этим людям часто бывает трудно найти свою дорогу. Ирина – из таких. Училась всегда отлично – это само собой разумеется. Имела хорошие музыкальные данные и несколько лет училась игре на фортепиано. Хотя для этого пришлось преодолеть сопротивление отца, который всем инструментам предпочитал аккордеон (недаром их в доме было целых три). Правда, потом она всерьез увлеклась спортом, и музыка была отодвинута на второй план. Но выбор профессии был сделан решительно и бесповоротно – только медицина и только в Первом Московском Меде. 

После окончания института Ирина вернулась в Баку и начала работать в научно-исследовательской лаборатории. Вместе с коллегами она изучала распространенные в Азербайджане наследственные заболевания крови. С огромной любовью рассказывает Ирина об исключительно доброй и теплой атмосфере, которая царила в родном многонациональном городе. И с незаживающей болью она вспоминает, как в конце 80-х годов зародился здесь националистический вирус, который перезаразил множество людей и привел к череде жестоких и страшных событий. Эта история стала одним из поворотных моментом в жизни многих бакинцев и в жизни Ирины – тоже. Она уехала из родного города в Подмосковье. Пришлось менять всю жизнь. С большим трудом удалось вернуться к исследовательской работе, круто поменяв ее тематику.

Но опять вмешались исторические процессы. Перестройка. Финансовые проблемы. И тут в самый тяжелый момент Ирине поступило предложение поработать на Севере, на предприятии Газпрома в Ямбурге. Это закрытый вахтовый поселок расположен в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 148 километрах к северу от Полярного круга. Живут здесь только вахтовики. Вахта длится месяц. Потом месяц отдыха. Дочке Ирины было в это время 10 лет. Решение принять предложение работать на Севере да еще вахтовым методом далось нелегко. После долгих колебаний, пообещав дочери, что в первый же отпуск они вместе поедут в Парижский Диснейленд, и, оставив ее с бабушкой, Ирина улетела в Ямбург. 

О жизни в Ямбурге Ирина имела самое смутное представление. Единственное, что было понятно – это Север, значит там холодно, очень холодно. Теплые вещи для нее собирали друзья. Ирине в голову не пришло захватить с собой цивильную и нарядную одежду. Зачем? Там же тундра, полярная ночь… Тундра там и правда была, но над ней уже потрудился Газпром. Для своих работников газовый гигант создал комфортные условия жизни и не жалел средств не только на зарплаты, но и на все человеческие потребности. В соединенных закрытыми переходами корпусах располагалось комфортабельное жилье, а также бассейн, спортивные залы, кинозал, магазин…  и, конечно, отлично  оборудованная больница. Хорошо, что Ирина захватила все-таки одну юбку с блузкой. Приходилось ежедневно стирать и гладить единственную, подходящую для новой работы, одежду. Через короткое время Ирина стала заведовать отделением в больнице Ямбурга. 

Все складывалось хорошо: и на работе, и в свободное время. Музыкальные вечера, участие в качестве солистки (ей особенно удавалось исполнение романсов) в концертах и фестивалях, уроки тенниса. И все это на фоне удивительных красот Заполярья с его невероятными просторами и северными сияниями.

Но встречаются люди, которым не сидится на месте. Гонит их какая-то сила по миру. Очередной крутой поворот в своей жизни Ирина совершила уже по своей собственной воле. Проработав на Севере больше 10  лет, она решила попробовать пожить в другой стране. После долгих размышлений и прикидок Ирина выбрала Новую Зеландию. Кстати, еще во время первого, гостевого, посещения Ирина попала на концерт студии “Премьера” и подумала – вот это для меня… 

Нашим читателям нет необходимости рассказывать, как непросто специалистам высокой квалификации, особенно врачам, вернуть – точнее, получить в чужой стране работу уровня, аналогичного российскому. Потому новозеландскую жизнь пришлось начать с обучения в университете, совмещая его с работой рядовым сотрудником в лаборатории Labtest. Это были три трудных года – ни минуты свободного времени. Об участии в студии “Премьера” или о других своих увлечениях пришлось забыть до лучших времен. 

Сегодня, преодолев этот барьер, Ирина работает в качестве Medical Laboratory Scientist в Оклендском госпитале. По собственному решению она выбрала для себя ночные смены. В свободное время Ирина поет в “Премьере”, сама шьет себе наряды для выступлений и помогает другим создавать роскошные сценические костюмы, которыми мы любуемся на концертах студии. При любой возможности она летит в Россию, в Москву и обязательно, хотя бы на несколько дней, – в родной Баку. За прошедшие годы этот город удивительно похорошел, а его население выросло почти в три раза. Сегодня Баку стал одним из привлекательных туристических объектов. Любой, кто услышит, с каким энтузиазмом рассказывает Ирина о родном городе, обязательно захочет там побывать.

Нашей героине, безусловно, рано подводить жизненные итоги. Но лучший подарок от жизни она уже получила. Это множество верных друзей. А такое сокровище, как известно, случайным людям не достается, его надо у жизни заслужить.  

                                  Марина Печорина

Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.