Поиск
Close this search box.

Если к нам приходят, значит, это кому-то нужно…

Трудно писать или рассказывать о людях «ближнего круга»: во-первых, не хочется быть обвиненной в субъективности, а, во-вторых, своих трудно уговорить и раскрутить на публичные откровения. Но когда в одной временной точке сходится сразу несколько событий, которые ну просто кричат: «Хватит тянуть – пора уже брать интервью!» – понимаешь – да, время пришло! Вот так и появилось это интервью с Николаем Вахрушевым (НВ). Вопросы задавала Римма Шкрабина (РШ).

Но задавать вопросы Николаю начну немного нестандартно – с последних событий, которые и подтолкнули меня к этому интервью.

РШ. Итак, знаю, что в конце прошлого года у тебя прошло сразу три концерта в Австралии! Мало того, что «за рубежом», так еще и сразу три! Круто! Поделись, пожалуй- ста, своими впечатлениями.

НВ. На самом деле было не три кон- церта, а один концерт и два выступления. Сольный концерт в двух отделениях (почти на три часа) состоялся в Сиднее. Спасибо Ане Буровой и Миладе Кондратьевой за его организацию. Спасибо Володе Гизатулину на помощь в организации и установке звука, который был отменным. И особое спасибо Алексею Яшину, который вместе со мной прилетел на этот концерт, чтобы на сцене звучало две гитары. Многие знают, что Алексей – хороший аккомпаниатор и импровизатор… Конечно, после концерта состоялось традиционное и очень интерес- ное общение до глубокой ночи – в Сиднее много друзей и людей, близких нам по нашему «бардовскому» духу, – в том числе, и бывших оклендцев. Мы друг с другом все давно знакомы и поддерживаем творческие и человеческие контакты… А потом был Мельбурн. Там прошел традиционный Фестиваль авторской песни «Динго- Динго», организованный братским клубом «Южный Крест». В фестивале участвовали ребята из Австралии, Новой Зеландии и США. Причём, звучала не только бар- довская песня, а рок, фолк, просто песни из кинофильмов. В Мельбурне много талантливых, замечательных авторов, исполнителей, музыкантов, поэтов. После фестиваля состоялся концерт четырёх участников («американских» гостей и «ново- зеландца», т.е. меня). Зрители нас при- нимали очень тепло и доброжелательно. Это было здорово! Главное впечатление от всей поездки в Австралию – это молодые, интересные, талантливые исполнители, которых становится всё больше и больше! И они другие – они поют другие песни, хотя классику жанра прекрасно знают; у них другой стиль исполнения и музыкаль- ного сопровождения. Но и мы, в «Самом Южном», тоже постоянно меняемся…

РШ. Да, это замечательно! И опять же знаю, что по возвращении из Австралии тебя дома ждал сюрприз из России, из Краснояр- ска. И привёз его тебе наш Александр Здор. Что это за сюрприз такой?

НВ. Виталий Павлов из Красноярска передал мне через Сашу книжку стихов и песен великолепного Красноярского автора Юрия Бендюкова, выпущенную в 2016 году в Красноярске к семидесятилетию автора. Песни Юры мы, ещё будучи сту- дентами, пели в коридорах общаг и в наших походах. А тут обнаружилось, что несколько песен, которые для меня больше 35 лет считались безымянными, были написаны Юрой – например, «Свет погасим у свечи», «Противный дождик стучит по крыше», «Золотая середина».

РШ. Ещё один из стандартных вопросов, обычно заканчивающих любое интервью. Учитывая такое успешное завершение 2017 года, что в планах на этот год, а может, и на следующий? Российские концерты?

НВ. Конкретные планы пока не хочу озвучивать. Но очень хочу выступить с кон- цертами в России – разговоры об этом шли с ребятами из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. И ещё хотелось бы под- готовить хотя бы один-два диска со своими песнями и песнями других авторов в соб- ственном исполнении. Понял, что этим надо заниматься, когда в Австралии ко мне под- ходили и просили диски с моими песнями. А мне было нечего предложить…

РШ. Ну, вот. А теперь возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как ты дошел до жизни такой. Расскажи, пожалуйста, когда ты ты увлекся авторской песней, с чего все начиналось. Как возник Клуб авторской песни в Окленде. Как и когда появилось название «Самый Южный».

НВ. Ух, как сразу много сложных вопросов, на которые отвечать надо бы обстоятельно! Но попробую покороче… Ещё в школе, в старших классах, мне нравились песни Окуджавы и Кима – в то время звучавшие, в основном, в фильмах. Телевизор знакомил с песнями бардов в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных, Александра Дольского, Галины Бесединой, Елены Камбуровой. В десятом классе мой одноклассник позвал учиться играть на гитаре. Играли мы, в основном, песни Дольского, большим поклонником которого был мой одно- классник. Потом на какой-то вечеринке под аккомпанемент фортепиано одна из присутствующих там девушек спела «Грузинскую песню» Окуджавы. Тогда, как я помню, это имя для меня прозвучало впервые. Хотя, конечно же, задолго до этого я слышал его песни в кинофильмах и в прекрасном исполнении Елены Камбу- ровой. А мы пели и популярные в то время эстрадные песни. Помню, на школьном выпускном мы пели «Эхо любви» на стихи Роберта Рождественского, «Прощание с Братском» Юрия Пузырёва и Аиды Веди- щевой, что-то ещё… После школы я попал в Новосибирск, где на меня обрушился поток имён, песен, стихов, аккордов. Среди первых имён – Юрий Визбор, Булат Окуджава, Владимир Ланцберг, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Дольский, Виктор Берковский. В то время мы ещё пели много песен Макаревича. Чуть позже, в 1983-м, я познакомился с ребятами из Новосибирского Городского КСП (при Доме Культуры Железнодорож- ников). Там была целая плеяда людей, которых я считаю своими учителями в авторской песне – Исаак Фидельман, Алек- сандр Котляр, Леонид и Татьяна Азбели, Владимир Капица, Ирина Гольцова. В том же году сложилось наше бардовское сообщество в университете. Были у нас и свои поэтические объединения. Мои друзья выпускали даже свой авторский журнал. В конце восьмидесятых был свой КСП в Новосибирском университете, и это время тоже подарило общение с прекрас- ными людьми. Так что в Новую Зеландию я приехал уже с «хронической болезнью» – любовью к авторской песне, хорошим стихам и гитаре. А здесь, в Окленде, просто так совпало, – встретился с такими же любителями поэзии и авторской песни. Именно с ними, Григорием Яновским и Павлом Буровым, мы обсуждали идею создания чего-то, подоб- ного Клубам авторской песни в России. Вот и дообсуждались – в 2001 году такой клуб мы вместе и организовали… А название нам подарил в 2009-м году Александр Городницкий, когда приезжал в Окленд. Конечно, с географической точки зрения мы не «самый южный» – австралийский Мельбурн, в котором Клуб авторской песни «Южный Крест» родился годом раньше нашего, в 2000 г., – южнее Окленда. Но коллеги из Мельбурна имеют свое название «Южный Крест», а мы стали «Самым Южным».

РШ. Как проходят сами встречи в Клубе?

НВ. Почти за 17 лет нашего существо- вания в Окленде, конечно, появилось то, чем мы все очень дорожим. И из этого дорогого главное – атмосфера, которая присутствует на всех наших встречах. Доброжелатель- ность и радушие ко всем и особенно к новым гостям-исполнителям. Теплое общение в перерывах и просто камерная обстановка на наших встречах, которая позволяет даже очень скромным гостям расслабиться и выступить… А несколько лет назад, и это получилось как-то само собою, приходящие на наши вечера стали читать свои стихи и даже прозу. То есть теперь у нас не только поют известные или свои песни из жанра авторской песни (или близких к нему направлений), но и читают… Трудно сказать, что это какие-то уникальные традиции, но нам они очень дороги.

РШ. А приходят ли на встречи молодые? Или это место встречи людей старшего поколения?

НВ. Первая моя реакция была ответить – «только старшее поколение». Но поразмыслив, понял, что это не так. Ведь к нам приходят молодые родители вместе с детьми (возраста 10+). И не только как зрители, но и как исполнители. А это значит, что детям и с детьми в таких семьях поют песни на русском языке, в том числе и бардовские. Уважение к таким семьям огромное! И в какой-то степени, как мне кажется, на будущее бардовской песни (в смысле её сохранения) можно смотреть с оптимизмом. Вообще это, конечно, азбучная истина, что воспитание и интерес к чему-либо закладывается в семье.

РШ. Кто из представителей авторской песни из других стран были гостями Клуба? Кто обещает приехать?

НВ. Могу просто перечислить фамилии известных наших авторов и исполнителей, кто долетел до Окленда. Некоторые из этих встреч, например, концерты Вадима и Валерия Мищуков и Александра Розенба- ума, были организованы не нашим клубом. А при нашей помощи (чему мы очень рады) здесь, в Окленде, желающие слушали «живьём» Александра Городницкого, Тимура Шаова, Алексея Брунова, Зиновия Комма, Владимира Городзейского, Глеба Агафо- нова, Миладу Кондратьеву и Аню Бурову. С огромным удовольствием мы принимали гостей из Клубов Сиднея и Мельбурна… Некоторые из наших гостей прилетали к нам не один раз. Выступить у нас с концертами обещают многие, но кто приедет, пока гово- рить не буду – этот процесс не из лёгких и не всегда бывает успешным.

РШ. Прежде чем задать последний вопрос, хочу высказать собственное мнение о нынешнем Клубе. Так вот, мне кажется, что он давно вышел за рамки традици- онного КСП, как раньше называлось все движение бардов, – Клубы самодеятельной песни. В Окленде «Самый Южный» стал сообществом людей, настроенных на одну культурную волну. На клубных встречах ведь очень важны не только интересные концертные выступления старожилов и новых гостей, но и то душевное общение и те интересные беседы, которое происходит в перерывах – в Клубе собираются свои… И всё же, как ты считаешь, есть ли будущее у авторской песни, вообще, и у оклендского клуба, в частности?

НВ. Я уже говорил, что очень радует и вселяет оптимизм, когда видишь на наших встречах молодые лица и слышишь их песни. Но надо отдавать себе отчёт в том, что ни одно культурное направление не может стоять на месте. Все видоизме- няется с учётом запросов времени. Думаю, и авторская песня изменится – она уже меняется. Это было особенно заметно на фестивале в Мельбурне. Звучит другая гитара со сложными аранжировками, с гитарой вместе звучат скрипка и флейта, саксофон и даже ударные. Стихи, положен- ные на музыку, тоже становятся другими. И сами песни могут звучать в любом музыкальном стиле – от фолка до рока… Думаю, что главное, чтобы любимым делом занимались увлечённые люди, которые своей любовью привлекают к этому делу единомышленников. Пока есть люди, будут и песни…

РШ. Спасибо, Николай, за интересную беседу. Творческих тебе успехов! И до новых интересных концертов и встреч в Клубе и на других площадках мира.

Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.