Как всегда, в летние школьные каникулы я отправилась в Австралию в гости к дочери. И тоже как всегда, старалась не пропустить интересное и необычное вокруг. На этот раз мы отправились в горы – точнее в удивительный заповедник. Январь – месяц для Мельбурна жаркий. В некоторые дни нас просто изводила сорокаградусная жара. В день, когда мы поехали в заповедник, температура была чуть ниже, но не на много, и страдала даже машина. Мы физически ощущали, как ей, бедняжке, тяжело везти нас по жаре всё выше и выше. Наконец, мы у цели, нас встретили лес и относительная прохлада.
Справка. Заповедник Вильяма Рикеттса расположен на горе Данденонг среди облаков, задевающих верхушки эвкалиптов и папоротников, которые покрывают ее склоны.Данденонг – самая высокая вершина (633 метра над уровнем моря) горной системы Dandenong Ranges, находящейся в 35-ти километрах от Мельбурна. В первое время после начала заселения Мельбурна европейцами все растущее на склонах Dandenong Ranges использовалось как источник древесины. Со второй половины девятнадцатого века эти горы превратились в места отдыха и пеших прогулок. В 1987 году этот район получил статус Национального парка гор Данденонг. Здесь много разных рукотворных тематических парков. Один из них – Заповедник Вильяма Рикеттса, или, как он сам назвал это место, – Святилище Гончара.
Вильям Рикеттс родился в Австралии в 1898 году. Большую часть своей жизни он провел среди аборигенов, изучал их образ жизни, культуру, пытался понять их восприятие мира и взаимоотношение с природой. В 1930 году он поселился в районе горы Данденонг, начал знакомиться с австралискими аборигенами, посещать их поселения и с 1943 года начал создавать свои удивительные скульптуры.
Мои впечатления. Идёшь по лесу и то тут, то там – прямо на дороге встречаешь эти скульптуры. Где-то они могут выглядывать из-за папоротника, а где-то фигуры как бы прорастают из стволов деревьев. Некоторые фигуры устремлены в небо, некоторые, похоже, защищаются. Каждая рассказывает о чем-то своем. Понимаешь, что у каждого есть своя история, трагическая или не очень… И ее нам рассказал Мастер. На многих скульптурах композициях присутствует белый человек – он участвует в жизни аборигенов. Понимаешь, что это сам Вильям Рикеттс. Он так видел свою миссию на земле: помочь, обнять, поддержать местный народ, «помолиться» с ним. Рикеттс очень переживал о том, что сейчас человечество разрушает природу, окружающую среду. Он считал, что мы должны учиться у аборигенов Австралии трепетному отношению к жизни природы, пониманию мира… Вот, что написал известный художник, актер, композитор, борец за права земли и 100% абориген – Уанджук Марика (1930-1987 г.г.):
Я имею Землю,
Я – сын Земли,
Я – деревья, реки, скалы,
Я – семья земным существам,
Я – семья для земных создателей,
Земля – моя мать.
Белый человек также имеет землю,
Но он безумен.
Разве человек в здравом уме
Изнасиловал бы его собственную мать?
В предыдущем абзаце я не случайно поставила слово ПОМОЛИТЬСЯ в кавычки. Вильям Рикеттс считал, что время религии отошло, на первом месте у людей должна стоять духовность и правильное понимание Любви ко всему миру, к Вселенной, как у аборигенов.
Возвращаемся в Заповедник. Многие фигуры в парке созданы из обожженной белой комовой (огнеупорной) глины, добытой в карьере около небольшого городка Бендиго (Bendigo). В середине 1900-ых годов во времена золотой лихорадки это был быстрорастущий город в ста пятидесяти километрах севернее Мельбурна. Сейчас это туристический городок, его имя уже легло в мою копилочку мест, которые тоже надо посетить. В Заповеднике много фигур, выполненных из дерева. А всего их – девяносто две на площади в четыре акра…
Впечатления от парка были настолько сильными, что, конечно, сразу захотелось узнать побольше об их авторе. Помог, как всегда, Гугл. И когда я искала информацию о Мастере, я нашла огромное количество восторженных рассказов тех, кто, как и я, посещал Заповедник. Приятно, что не только я оказалась под таким огромным впечатлением от его творений…
Пятьдесят лет Вильям Рикеттс создавал свое Святилище. У него никогда не было учеников или помощников, он не был женат и не оставил потомства. Он своими работами рассказал нам о непростой жизни аборигенов Австралии… Вильям Рикеттс превратил большой участок леса в место духовного обновления, он мечтал о гармонии всего человеческого общества и природы.
Мастер покинул этот мир в 1993 году, прожив 95 лет.
«Духовность вечна, и я хочу, чтобы люди расценили это святилище, как вечный путь. Вся моя работа выражает почтение вечной жизни. Я полагаю, что мы связанны со всей этой жизнью, и мы не можем быть отделены» (Вильямс Рикеттс).
Его работы можно увидеть здесь: http://www.mirkrasiv.ru/articles/svjatilische-uiljama-riketsa-william-ricketts-sanctuary-melburn-avstralija.html
Виктория Мананова