Не собиралась ничего писать. Казалось, особо и не о чем. Но постепенно в голове выстроилась конструкция, основанная на сравнении старых и новых впечатлений. Получились некие зарисовки.
Два круиза.
Какое-то время назад наша дружная и постоянная компания в количестве двух человек совершила свое первое круизное путешествие по Средиземному морю с заходом в 6 городов в четырех странах. А несколько месяцев назад мы тем же составом плавали по островным государствам Тихого (Южного) океана. Оба круиза понравились. Но получилось интересное сравнение. Если в первом пассажиры-туристы были на борту, в основном, созерцателями и «поглощателями» развлечений, то во втором круизе развлечения были построены так, что ты невольно становился их участником. В Средиземном море нам предлагали выступления классных музыкантов, актеров, певцов и даже цирковых артистов – смотри, слушай и наслаждайся. А в Тихом океане кроме подобных концертов происходило множество интерактивных мероприятий. От всяческих викторин, личных и командных, до конкурсов в караоке, в которых победителей выбирали не только зрители, но и достаточно авторитетное жюри. Короче, перефразируя известную фразу, – развлечение отдыхающих – дело рук самих отдыхающих… под чутким руководством профессионалов-аниматоров. Надо сказать, что оба подхода к развлечениям мы оценили очень высоко. Наш круизный лайнер на рейде у берегов Вануату.
Два Вануату.
Раньше мы отдыхали в столице страны, г. Порт-Вила. И вот новый взгляд на страну и столицу. К сожалению, не в пользу нынешнего состояния государства Вануату. Ощущение усиливающегося упадка и нищеты. Так называемое путешествие в «Современную деревню» – это еще можно как-то принять. Но Порт-Вила, который совсем потерял «столичный лоск» даже в сравнении с совсем минимальным прошлых лет… Единственный положительный момент – мы, наконец, побывали в Музее двух художников – Николая Мишутушкина и Aloe Pilioko/Алои Пилиоко. Первый, русский, родившийся во Франции и всю сознательную жизнь проживший в Вануату – много сделал для страны. А второй – местный, вануатовец, Они оставили после себя кроме собственного творческого наследия, собранные при жизни экземпляры местного прикладного творчества. О жизни Н. Мишутушкина написано достаточно. Даже мы в далеком 2010 году мы упоминали о нем в одном из материалов «Нашей Гавани». Интересующиеся легко найдут информацию о художнике в интернете. У входа в одно из помещений музея – бюст Николая Мишутушкина, Порт-Вила.
Две страны. Новая Каледония – Вануату.
Вот это – сравнение двух, недалеко расположенных друг от друга стран, – пожалуй, оказалось самым сильным впечатлением от увиденного в недавнем путешествии. Одна страна – независимая парламентская республика, возглавляемая президентом. Это Вануату. Другая, Новая Каледония (НК), – административно-территориальное образование Франции, имеющее особый статус. И здесь, для дальнейшего понимания, придется пояснить, что все это значит. Власть Франции представлена Верховным комиссаром, назначаемым Президентом Франции. Исполнительная власть осуществляется местным правительством. Жители НК избирают двух своих представителей в Парламент Франции и двух сенаторов. Вы думаете, в стране не было желания приобрести полную независимость? Еще как было! Референдумы проводились трижды, начиная с 1987 года. Последний состоялся в 2021 г. И большинство населения высказалось против независимости. Особенности проведения референдумов – это отдельная интересная история. Пусть останется вне рамок этих заметок. Так вот – что нас поразило в этой стране с особым статусом? Достаточно крепкий быт поселений-трайбов. Порядок и ухоженность территорий вокруг. А столица, Нумеа, – это практически европейский город! Почему в стране один из самых высоких ВВП на душу населения и самые высокие зарплаты при самой высокой дороговизне жизни, здесь я не рассматриваю. Тема очень интересная, но не для этой заметки.
Возвращаясь к Нумеа. В городе чисто, спокойно, европейские здания, зеленые пространства и… везде французская речь. Да, государственный язык НК – французский! И никаких других. И это на огромное количество этнических (меланезийских и полинезийских) групп там проживающих. В свое время в стране было принято удивительно мудрое (на мой взгляд) решение – мы все каледонцы. Любая этническая группа может разговаривать на родном языке или диалекте, сохранять свои культурные традиции, но объединяет их принадлежность к государству и государственному языку. Как нам рассказал гид, даже во время проводимых в стране переписей населения, вопрос об этнической принадлежности не задается. Поэтому нет точных данных о том, какие этнические группы и сколько их (включая число их представителей) проживают в НК… Вот такое сравнение двух островных государств. В пассажирском портовом терминале, Нумеа.
И снова две страны. Но теперь Новая Зеландия – Новая Каледония.
Это сравнение было бы неправильным, неполным и даже неуместным, тем более, с моей стороны, неспециалиста ни в политических, ни в экономических, ни в других аспектах государственного устройства. И вообще у стран – абсолютно разные «весовые категории».
Но одно наблюдение все же хочется высказать. Приятно удивило, что на государственном уровне в многонациональном государстве, в НК, законодательно закреплено существование единой нации – каледонцы. Без параллельных правительств, этнических политических партий и т.д. По-моему, вполне правильный подход…
Вот такие получились зарисовки из недавнего путешествия.
Римма Шкрабина, Окленд