«Широкая масленица» – так назвали благотворительный концерт, организованный Александрой Павлюк, в котором участвовал ее танцевальный коллектив «Смуглянка» при Русской православной церкви Окленда. Средства от концерта пойдут на строительство Русского православного храма.
Вообще такие мероприятия освещать стало достаточно трудно. Я много раз это делала и почти все видела из того, что могут нам показать наши таланты. Что еще нового я могу об этом рассказать? Но всякий раз, когда я выхожу, слегка опьяневшая от впечатлений и сутолоки, я понимаю, что мне хочется об этом написать.
Это было такое большое представление, на которое я собиралась как зритель, а попала случайно как участник ансамбля «Смуглянка». Как попала – в следующий раз расскажу. Да всю правду доложу: в чем секрет «Смуглянки», как так получилось , что этот коллектив за 3 года стал новозеландской «Березкой», которую ждут с нетерпением на Северном и Южном островах.
А так как я была участником танцевального номера, то, конечно, далеко не все выступления смогла увидеть из зрительного зала, а некоторые и вовсе пропустила…
Но в то же время то, что концерт я увидела и из гримерной, и за кулисами, и из партера – было невероятной удачей. Во-первых, я воочию увидела, как работает Александра Павлюк. Я была в полном изумлении, как такая хрупкая девушка вытягивала такую махину, это серьезное шоу, где было огромное количество участников, много детей всех возрастов, их родителей, другие коллективы, накладки с музыкой и освещением сцены; горы, просто горы костюмов, которыми были завалены все гримерки.
Концерт был в 5 вечера, а репетиции начались в 11 утра и шли без перерыва. Начало концерта задержали почти на полчаса, но бедные рассерженные зрители не могли себе даже представить, какая эта была махина, какой водоворот людей, которым управлял маленький капитан с микрофоном в руке, Саша. В микрофон она дает команды актерам и специалистам – по звуку и свету. «Эй, дайте ей воды хоть попить и что-то поесть! – крикнул кто-то из танцоров. «Да мне некогда», – отмахнулась она и куда-то исчезла. К началу представления напряжение росло, все очень волновались. Но наконец, ведущие открыли концерт и, к моему изумлению, эта машина, в которой каждый участник был важный винтик, отработала гладко и без сбоев.
Как так, спрашиваю я Сашу? Она мне: «Да не-е-ет, тут не я одна на самом деле, это ж коллективная работа. Очень помогали волонтеры, нашелся отличный менеджер по сцене, родители танцоров тоже молодцы».
Это да! Я сама видела, как шла четко работа за сценой, сколько людей организовывали, направляли, поддерживали артистов, а в жарких гримерках, где трудно было дышать, танцовщицы со страшной скоростью меняли костюмы одной рукой, а другой – помогали накладывать грим детям и друг другу… И все для того, чтобы выплыть на сцену такими неторопливыми павами, такими прям лебедушками. И зритель, разумеется, видя эти безмятежные лица, эти улыбки танцовщиц, даже не догадывался, из какой запарки они выскочили.
А выплыли они с первым танцем «Гжель». Невероятно эффектный номер в традициях знаменитой «Березки». Они так смогли показать эстетику русских хороводов, где один хоровод переливается в другой, как реки, что зал не дышал. А потом вдруг появилась тонюююсенькая Снегурочка, солистка детской балетной группы. Она так вдохновенно танцевала вместе с женским хороводом, что номер закончился, а зрители хлопать сразу не могли. Я тоже не могла, я сказку, как в детстве, не хотела спугнуть, не хотела, чтоб она исчезла. Такая магия была.
Потом были детские группы с очаровательными «Скоморохами», невероятно милыми «Лягушатами», был серьезный сильный номер «Памяти павших воинов» под песню «Черный ворон», сумасшедший твист, исполненный детьми и молодыми танцорами. Это было талантливо. И было уже понятно, что среди них есть прямо яркие–яркие звездочки.
С ума свел зрителей греческий «Сиртаки», представленый женской группой.
А в танцевальной зарисовке на русскую народную песню «Вьюн», в которой я участвовала, вышли 40 танцоров. От малышей до женского состава. И исполнили номер удивительно четко, очень красиво и очень трогательно. Малыши, совсем крохи, выступали не хуже взрослых танцоров…
Но были еще приглашенные коллективы. Бабушки, конечно, с Александром Радченко. Восхитительная Марина Блум. Они выступили с премьерой сильной и красивой песни «Молитва». Впервые я услышала невероятно мощный, низкий объемный голос Галины Лыхо.
А из-за кулис меня тронули чарующие звуки арфы (Лана Брид) и потом песня «Жаворонок», которую очень нежно исполнили дуэтом Мари Сесиашвили и Мария Гау.
Ну и, конечно, всех поразил удивительный мальчик. Александра его увидела в Тауранге и пригласила в Окленд к нам на концерт. Она рассказала мне, что это будущая звезда балета, его уже ждут в балетной труппе в Австралии. Так вот он увлечен русскими танцами. Все движения и па были отточены и прекрасны, и весь он своей тонкой фигуркой напоминал мне царевича на палехской шкатулке. Нет, у него, новозеландца, никаких русских корней, он не был в России, но каким-то непостижимым образом он и его семья влюбились в русскую музыку, танцы, а Остин, так зовут этого 13-летнего танцора, думает в будущем изучать культуру наших танцев и начать учить русский язык.
Вот, пожалуй, и все, то немногое, что я смогла увидеть в этом концерте. Но это был удивительный опыт. Где мне открылись две абсолютно противоположные стороны этого шоу – красивая, стройная и приглаженная – из зрительного зала и обратная – сумасшедшая, шумная, яркая, интересная закулисная сторона коридоров и гримерок, в которых вихрем проносились артисты, путались в переходах бабушки и бегали под ногами маленькие танцоры.
А между этими мирами хрупкая женщина, которая в конце уж едва держится на ногах от усталости.
«Как ты выжила, Саш, – удивлялась я, – откуда столько сил? Ты ж еще и танцевать успевала!» Она помолчала: «Знаешь, – говорит, – мне так трудно порой было все это готовить. Не смогла бы без отца Владимира». «Он тоже помогал?», – спрашиваю. «Он очень помогал, очень. Он духовный наставник – коротко отвечает она. – А без него сил бы у меня точно не хватило».
Вообще я давно сделала вывод, что все будет получаться, когда есть три составляющих, три кита: профессионализм, мощная поддержка и идея, а если идея высокая, не какая-нибудь приземленная, и намерения абсолютно искренние, то люди сворачивают горы. Идею сама Александра выразила очень точно, искренне: «…смысл всего мероприятия вообще – это, конечно, сохранение и поддержание Русской культуры за границей и передача ее детям. Вырастая в православном комьюнити и участвуя ежегодно в таких праздниках, они, даже став взрослыми, все равно, так или иначе, будут относить себя к русским людям и нести в себе нашу культуру. А это важно. И, к сожалению, в современном мире недостаточно просто посмотреть фильм о России или выучить песенку. Только активное вовлечение ребёнка в культурное мероприятие позволяет как бы примерить на себя и почувствовать кожей русскую музыку, танец, понять душу… Вот это самое важное, а «берёзки» – это лишь следствие».
Ну, я б еще сказала, что «березки» – даже не следствие, а прекрасный способ приобщения к культуре.
Александра так ставит свои танцы, что детям нравится танцевать под эту музыку и песни. Они через танцы узнают эти песни и влюбляются в них. При том, что в России некоторые из них никогда не были. И был велик шанс, что многие из этих песен они могли никогда не услышать. И такой порыв поддерживают все, кто участвует в таких мероприятиях – родители танцоров, друзья и вот отец Владимир, который, конечно же, был на этом концерте и сказал несколько проникновенных слов о том же. A он когда-то, ребенком, сам пел и танцевал в таких группах при Русской православной церкви. И, будучи рожденным вдали от России, не зная ее в детстве, всегда считал себя русским, не австралийцем. И уж он знает, как объединяют детей и взрослых такие танцевальные и музыкальные коллективы и какую роль они играют в их самоидентификации.
А потом концерт закончился. Артисты все еще на адреналине делились впечатлениями и были довольны хорошо сделанной работой. А возбужденные и шумные, как дети, зрители еще долго-долго не расходились. Теплый вечер их обнимал. Так прошла наша масленица.
Русская православная церковь Окленда благодарит тех, кто помог в организации благотворительного концерта «Широкая масленица»: Ирину Данилевскую, Дмитрия Истомина, Татьяну Алексееву, Татьяну Югай, Юрия Грязнова, Ивана Полынцева, Юлию Синякову, Павла и Ольгу Заручевских
Татьяна Аксенова-Хошева