Поиск
Close this search box.

Про личностные границы новозеландцев я упоминаю почти в каждом посте. Я не могу понять, как они их держат, тайна для меня. Вот лично со мной происходит так. Я держусь настороженно с чужими, боюсь как бы их. Потом в процессе общения успокаиваюсь, а если я вижу доброжелательность и уважение, то тут же путаю с сердечностью и искренностью и открываю границы. Мягкой становлюсь, как новозеландский спред, можно на хлеб мазать. Но недолго. Когда я понимаю, что в моем пространстве хозяйничают вовсю (бестактные вопросы, советы, о которых я не просила, небезобидные шутки и т.д.), то происходит взрыв – серьезный такой. И с виду необъяснимый. В виде жесткой дистанции или прямой просьбы оставить в покое. 

Это очень обижает людей. На самом деле это попытка выгнать тех, кому сама открылась добровольно, захлопнуться, закрыться на все замки. Моя мягкость оказалась обманчивой. А те, кто ошибся во мне, остаются в легком шоке и ведут себя потом с повышенной осторожностью. Их бестактность им неочевидна (сама же поощряла!), а моя непредсказуемость очень очевидна. 

Мне становится неловко, моя непоследовательность, ненужная открытость сбила людей с толку.

И тогда я однажды решила стать, как новозеландцы – быть доброжелательной, но закрытой. Пока ничего у меня не получается. Не в моей природе. Но я не оставляю надежду этому научиться.

У киви же это абсолютно врожденное качество. Я это наблюдала сотни раз у своих новозеландских родственников и на работе. Порой меня это очень обижает, я сразу теряюсь, но в то же время это качество вызывает громадное уважение. И вот яркий пример я увидела совсем недавно.

Около супермаркета я заметила женщину, которая сидела на ворохе одеял, милостыню просила. Около нее лежала такая милая большая собака, золотой лабрадор. Рядом стояла картонка с написанным текстом – видимо, история этой женщины. Плохо была написана, нечетко, длинно, мне без очков не прочесть. Я обычно даю деньги, за исключением тех ситуаций, когда вижу, что мои деньги принесут скорее бОльшую беду, чем пользу, на мой взгляд. Видела как-то хорошо одетого паренька в состоянии явно под дурью, вот ему точно пользу бы не принесли. А тут собака! Собаку кормить надо, ей не объяснить, что проблемы у хозяйки. А может, болеет псинка. Ветеринар дорого стоит. 

Я наклонилась: «Что с собачкой?» «С ней все в порядке», – женщина ласково погладила лабрадора. Я еще обратила внимания, что обманывать меня она не стала, не давила на жалость. Я открыла кошелек, стою, копаюсь в нем, деньги ищу: «А с вами что случилось?». Мне, правда, было интересно, я вообще люблю людей спрашивать. 

И тут я увидела, как замкнулось ее лицо. Ты деньги решила дать? Ну, молодец. Но это не дает тебе права рассчитывать, что перед тобой вывернут душу. 

«У меня сейчас трудные времена», – (Hard time я так перевела), и с достоинством (!) взяла деньги. Спокойно поблагодарила. 

Я тогда подумала: человек просит милостыню – это ужасно, страшно даже. И ведь это дно. И о каком самоуважении тут может идти речь? И раз так, ей не все ли равно, что сказать, чтобы получить эти деньги, которые ей настолько нужны, что она на такой шаг пошла?

Истинный новозеландец не пойдет просить даже помощь от государства, пока его жизнь к стенке не припрет, стыдно им это. А если пойдет и попросит, то дадут, конечно. И у меня в таких случаях всегда вопрос на языке: почему элементарно не пойти и не обратиться к государству? Если трудные времена. 

А тут человек почему-то просто откровенно просит. Ладно бы на какой-то свистульке играл, вроде как зарабатывает – в этом случае я всегда остановлюсь, но тут нет! То есть все совсем плохо. 

И вот при всем при том такие твердые, нерушимые границы. Мне казалось, что за такой жест, как денюжка и сочувственная улыбка мне про жизнь расскажут и про собаку, и пожалуются, а мне вроде как сразу дали понять, что поступок мой мелкий довольно. И то, что у человека hard time, вовсе не означает, что он остался без собственного достоинства и совсем сломлен, и уважать его не надо. 

Я неловко попрощалась, а фигура той женщины на одеяле мне показалась совсем другой. Гораздо значительнее, не жалкой вовсе. 

Вот сколько раз я обращала внимание, что ни в каких тяжелых ситуациях новозеландцев не переделаешь, «на слабо» не возьмешь. Они перестрадают лучше, но достоинства не уронят и в конечном итоге себя не предадут. И в итоге… выиграют. Во всяком случае, морально точно. 

Первое, что ты почувствуешь к ним – это уважение. Вот даже в такой ситуации, как у этой женщины. А это, оказывается, очень много, самое важное это.

Вот как научиться всегда, несмотря ни на что, даже за чертой, но пока еще не сдох, держать такие границы?

Татьяна Аксенова-Хошева

Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.