Это я о новозеландцах. Редкий дар понимать, что чувствует другой человек, я полагаю, им передается с генами. Этому не научишься так просто. Но в семьях из поколения в поколение их очень правильно воспитывают. Учат определенным правилам жизни. И в школе тоже.
Я как-то спросила свою подругу, которая работала помощником учителя в младших классах: «А чему их вообще учат в начальной школе, есть ли приоритет?». Она не задумываясь ответила: «Не мотать друг другу нервы». Другими словами социализироваться, правильно общаться. И вот это у них хорошо получается.
Как-то работали мы в нашей стоматологической клинике допоздна. Устали очень. И проголодались. Ждем последнюю пациентку. А она опаздывает, причем прилично так, минут на 15. Заходит, виновато улыбается, говорит: «Я опоздала!». Не извинилась (!), а вот просто два слова. Я ей: « Да, опоздали!». И так на нее зыркнула.
На лице ее отразилось такое смятение, растерянность, обида. Гамма чувств. «Все в порядке, не беспокойтесь, мы сами задержались, – пыталась сгладить ресепшенист.
А я про себя: «Ни фига се! А где извинения?». Вообще-то киви на каждом шагу извиняются. Сейчас, прожив в стране столько лет, я прекрасно понимаю, она и так себя чувствовала виноватой, ей неловко было. Это без слов понятно, но мне тогда без «сорри» это было совсем непонятно.
А вот у новозеландцев в крови постараться сделать так, чтобы человек не чувствовал себя неловко, виноватым. Оказывается, каждый из нас попадает в определенные ситуации время от времени, когда мы делаем невольные ошибки. И вот киви их постараются не заметить, как-то замять.
Я перепутала на пляже мужскую раздевалку с женской. Зашла, она была пустая. Переодеваюсь. Вдруг вижу краем глаза мужскую фигуру в проеме. «Надо ж, – думаю – перепутал парень, – вот ему, наверное, неловко!». Тот мгновенно исчез, потом на выходе увидела другого. И тут до меня дошло. «Это мужская раздевалка?» – спрашиваю. «Да, – отводит он глаза, – но это ничего, ничего! все в порядке» и исчезает.
Выскакиваю, стоит очередь человек семь. Все головы потупили, такой прям сочувственный вид. Они неловкость ситуации понимают, они шутить не стали даже по-доброму, никто не улыбнулся, даже глаз не поднял. Они так старались меня не смутить, что мне было впору их утешать: «Да ладно, ребята! Ну да, неудобно, но не до такой же степени!»
Или мужчина в спортзале перепутал платформу для степа и схватил мою. Я ему: «Эй, это мое!». А девушка рядом уже несет другую, стала для меня устанавливать, а сама приговаривает: «Ничего-ничего! Со мной такое тоже случается, я тоже все вечно хватаю, что попадется!». Я ее за помощь благодарила, а потом только до меня дошло – она не мне помогала, а тому дядьке, который сразу и не понял, что взял не свое, спасала его от неловкой ситуации.
И вот что меня удивляет, как киви мгновенно в таких ситуациях реагируют. Как будто постоянно наблюдают, что делается вокруг.
Или как будто у них маленький приборчик внутри стоит, они этим чипом улавливают, что сейчас человек почувствует, и как они предотвратить что-то негативное могут.
И порой они так быстро считывают эмоции, даже те, что вы скрыть пытаетесь, что всякий раз мне становится не по себе.
Я чем-то недовольна – они по движению ресниц это понимают, по микро эмоциям лица, по взгляду прочитают. Такая вот у них удивительная чувствительность.
Но в то же время попробуйте нарушить их правила взаимоуважения в обществе.
Как я уже писала не раз, они это каким-то образом дадут вам понять. Иногда очень твердо, конкретно. Чувство честности и справедливости у них очень выражено.
В очереди в кафе подходит мужчина с европейским акцентом. Похоже, француз. Говорит, мне только купить билеты в музей (это музейное кафе).
Молодая девушка – официантка отвечает вежливо: « Извините, вся очередь стоит за билетами». Тот ей: « А мне ТОЛЬКО билеты, без еды!». Та ему: «Извините, тут другие люди тоже за билетами стоят в очереди». По опыту я уже знаю, что это бессмысленный разговор. И правила для всех. Очередь стоит молча, не вмешивается и даже препятствовать никому не станет, если кто-то нагло влезет. И это тоже часть их культуры.
Они промолчат, хоть мелкие хитрости тут незамеченными не останутся, но это будет неодобрительное молчание, а вот официантка – работник, это не просто часть ее обязанностей – следить за порядком, а тут, скорее, она не может допустить несправедливость по отношению к другим людям, защитить их должна. И эта маленькая, 18-летняя девушка не пропустит никого, кто правила нарушит.
Если же происходит случайность, досадная оплошность, то тут вы защищены, это тоже их чип уловит. И они, кстати, как правило, понимают, вы честны или нет. Опять же как-то быстро считывают это.
Если хитришь – их сердца закрываются, если случайно накосячил и ты чист, искренен, то все в порядке, они поймут. Все ж таки великие эмпаты.
Татьяна Аксенова-Хошева