На краю света. Белорусский футболист — о Новой Зеландии, в которой живет уже 11 лет.
От редакции. Увидев это интервью на страницах Facebook, мы поняли, что его обязательно надо перепечатать в «Нашей Гавани». Что
мы и делаем, ничего не меняя и заручившись согласием героя этой публикации. Полностью материал был опубликован на белорусском
спортивном сайте (http://www.pressball.by/pbonline/football/84029). Вопросы Георгию Савицкому в нем задавал Сергей Азаркевич.
В конце 90-х — начале «нулевых» Георгий Савицкий поиграл в «миноре» белорусского футбола за МТЗ-РИПО, столичную «Звезду»-ВА-БГУ, «Молодечно», калинковичскую «Вертикаль», «Дариду» и минское «Торпедо», которое отправили в третий дивизион. А затем судьба занесла его в Новую Зеландию, где он живет уже на протяжении 11 лет. И вот Георгий сам связался с редакцией «Прессбола» и предложил рассказать о жизни и футболе в экзотичной для нас стране.
Играл я в первой и второй лиге, а затем, когда учился в университете физкультуры, доигрывал за БГУФК-«Моноракурс» в мини-футбол. В 2006 предложили поехать в Новую Зеландию, сначала на три месяца. Мне было 26 — чего терять-то? Попробовал. В результате уже 11 лет живу тут. Приехал по спортивной визе, в футбол играл до 30-ти. А что потом? Домой возвращаться — ну зачем? Что мне там светило? В футболе — ничего, институт неоконченный. В итоге доучился в Новой Зеландии, сейчас работаю в компании, которая занимается грузоперевозками, занимаюсь логистикой. Футболом в Новой Зеландии заработать практически нереально, здесь всего 90 команд, и практически все полупрофесси- ональные. Денег там не заработаешь. Да у меня и возраст уже такой был, перспектив мало. Выбор был: вернуться или уехать. С женой остановились на первом. Единствен- ное, все родственники остались в Минске: родители, сестра, племянница. Мама ко мне один раз приезжала, я пару раз был в Бела- руси. Тяжело, конечно, но что поделаешь.
Везде успели поездить?
Конечно. И поездить, и полетать. Особенно когда играл в футбол. Выступал за «Гисборн Сити», это профессиональный клуб в одноименном городе, это часов шесть на авто от Окленда, поэтому на все матчи добирались на самолете. Так что и сверху многое видел. Сейчас у нее уже любитель- ский статус. Вообще, в Новой Зеландии две лиги. Летняя — «премьершип» — заканчива- ется в апреле. А в мае начинается «зимняя», в ней команды разбиты по регионам. Ниже — четыре уровня любительского футбола. Летняя посильнее, в ней выступает «Окленд Сити», который пару раз пред- ставлял Океанию на чемпионате мира среди клубов. «Гисборн» же выступал в зимней. Ну, и вы знаете, возможно, «Веллингтон Финикс», которая выступает в чемпионате Австралии — там отличный уровень. Они вкладывают большие деньги, чтобы участвовать в А-Лиге, чисто под сборную. Но сейчас почему-то из «Финикса» только несколько человек вызвали. На чемпионате мира в 2010 году было намного больше. Большая проблема чемпионата — разъезды. Это кажется, что страна маленькая. Если не лететь, из Окленда до Веллингтона — 9 часов на машине. А перелеты — это большие затраты, не все могут себе это позволить. Поэтому и есть разбивка на регионы, а команды с разных островов могут друг с другом встретиться в «Четем Кап», Кубке страны. Он считается очень престижным.
Футбол в Новой Зеландии, разумеется, не самый популярный вид спорта.
Разумеется. У новозеландцев в крови регби, это их отдушина. «Олл Уайтс» иногда тоже собирают хорошую аудиторию, на топовые матчи может собраться около 10 тысяч. Хотя детвора играет в футбол повсюду. Природа позволяет: все натуральное, ровное и красивое. В каждой школе, в каждом дворе есть суперполяна, на которой приятно и мяч покатать, и упасть, и подкатиться. Дети увлекаются, однако футбол у них все-таки не в крови.
Какие еще виды популярны?
После регби идет нетбол — это баскетбол без корзин. Причем преимущественно женский. Ну, и все, что связано с водой — парусный спорт, гребля. Лиз Кэррингтон — очень популярна, многократная чемпионка мира. Кроме того, новозеландцы неплохи в баскетболе. Хоккея нет, сразу скажу.
Что скажете о сборной Новой Зеландии? За счет чего белорусам можно ее одолеть?
В первую очередь за счет комбинационных действий. Если посмотреть на состав «Олл Уайтс», там много людей из Англии. Сами знаете, что это за чемпионат, причем не всегда это премьер-лига. Они действуют в силовой манере. Ребята фактурные, плюс есть быстрый полузащитник Туилома из «Марселя». Они будут играть в достаточно простой футбол. После Беларуси они едут в Россию на Кубок Конфедераций, и это расценивается многими, как большой шанс себя проявить. Там будет много скаутов, все постараются попасть к ним на карандаш, поэтому выложатся по полной программе. Думаю, то же самое касается и матча в Минске. Все-таки новозеландцы очень редко выбираются в Европу — в основном играют с Австралией либо разными островами.
В стране, где регби — религия, по-другому, кажется, невозможно.
Да, на самом деле в новозеландской сборной «злые» игроки, в хорошем смысле этого слова.
Что скажете о составе, который приедет в Минск?
Главная звезда — Вуд из «Лидса». Я бы еще выделил Косту Барбарусеса — это игрок еще моих времен. Когда я играл за «Гисборн», несколько раз пересекались. Очень быстрый и техничный игрок, не знаю, почему сейчас он без команды.
С кем еще пересекались из сборной?
Из текущего состава ни с кем. Раньше за сборную играл мой одноклубник Новохики, даже пару раз капитанствовал в начале века. В «Гисборне» он уже доигрывал, когда я пришел. Сейчас работает комментато- ром на телевидении. Кроме того, раньше большой звездой был Нилсон из англий- ского «Блэкберна». Его сравнивали с Деаде- мом Картером из «Олл Блэкс» (сборной по регби), на которого все молятся. Такая же популярность была у Нилсона в футболе.
Уинстон Руфер? Сейчас за сборную играет его племянник Алекс…
М-м-м, правда? На самом деле ничего особенного не могу сказать. Это имя не особо здесь на слуху. К примеру, Рори Фэллан куда популярнее. Его отец, Кевин Фэллан, как раз тренировал Гисборн, а еще раньше был ассистентом тренера на первом для Новой Зеландии чемпионате мира 1982 года. Там «Олл Уайтс» вроде пересекались с Советским Союзом. В общем, популярная персона. А Руфер… Звучала фамилия, но не скажу, что он слишком популярен.
Главный тренер Энтони Хадсон сказал, что все воспринимают его команду как аутсайдеров. А чего ждут от нее болельщики на том же Кубке Конфедераций?
Наверное, он это специально говорил — все равно какую-то цель будет ставить. Ребята к тому же, повторю, постараются зарекомендовать себя. У болельщиков же главная надежда — чемпионат мира. Задача лидерства в Океании уже решена, а вот дальше… Люди понимают, что будет сложно, но новозеландцы — максималисты. Тем более, когда есть «Олл Блэкс» — это означает определенную планку ожиданий. Сборной придется играть стыковые матчи с представителями Южной Америки, а там все команды сильные. Но на пару матчей ведь настроиться можно…
Давайте еще о новозеландском футболе. В каком антураже в целом проходят матчи?
Если о сборной — все надевают футболки сборной, громко поют. Каких-то фанатских группировок, файеров, нет. Кстати, это же касается и регби. Все куль- турно, люди кричат, поддерживают своих. На трибунах можно пить алкоголь, тебе никто ничего не скажет. Без ограничений. Хочешь, 20 бутылок выпить — пожалуйста. Полиция — без оружия. Да, тебя слегка обыщут, чтобы не было предметов, которые можешь бросить на поле. Но не более того.
Звучит так, словно вы были на футболе в Беларуси и знакомы со всеми проблемами.
Да, когда приезжал в 2014 году в Беларуси, был с друзьями на кубковой игре второлиговых «Ждановичей» с «Нафтаном». Новополочане выиграли в Минске 4:0. Так пока я прошел на стадион, всего «обшмонали». Насколько помню, когда я еще играл в футбол, было гораздо проще болельщикам. А сейчас — все вывернули из сумки. Е-мое, там зрителей — человек двадцать, милиции и то больше. В общем, никакого удовольствия.
Друзья из мира футбола в Беларуси остались?
Конечно. Леша Дворецкий тренирует «Сморгонь». Андрей Толмач работает в мини-футболе, его «Столица» выиграла чемпионат. Тесно общался с Владимиром Путрашем. Раньше пересекались с Сашей Былиной, до сих пор, смотрю играет в «Слуцке». Мы с ним из одной футбольной школы. Дима Макар, вижу, в «Ислочи» уже тренер. Ну, в БГУФКе со мной в одной группе были Лихтарович и Родионов, но они меня вряд ли помнят. Они мало появлялись, а я личность в Беларуси, прямо скажем, неизвестная.
А в Новой Зеландии со звездами пересекались?
Когда приехал, у нас образовался очень интернациональный коллектив. Причем его спонсором был «Газпром». Не знаю, как так получилось. Правда, на майках мы носили рекламу отеля, но деньги шли из России. Было двое чилийцев, двое чехов, один из них поиграл в «Вентспилсе». Еще пару англичан – Дэн Робинсон успел засветиться в «Дерби Каунти». В общем, много иностранцев. Ну, и я, белорус. Пару сезонов за нас отыграл игрок национальной сборной ЮАР Кевин Джордан – год назад, увы, умер от рака. Но личность была в новозеландском футболе очень мощная, играл за «Окленд Сити» в том числе. В «Финиксе» играл Джон Алоизи – тоже «суперстар».
Как вам вообще живется в Новой Зеландии?
Хорошо, честно. Проблемы, конечно есть. Они есть у всех. Но возвращаться — сразу нет. Раз попробуешь — уже не хочется. Я не говорю, что Беларусь плохая или бедная страна, но меня все устраивает здесь. Красивая страна. Очень! Зеленая, много туристов. Можно сказать, туристическая и фермерская. Все натуральное: природа, океан.
Мы-то только по фотографиям видим да по «Властелину колец»…
Ха! Ну да, вот еще один «хоббит» доба- вился. На самом деле, как в фильме все показано, так и есть. Реально очень красиво. Что было самым сложным в первое время? Привыкнуть к языку. «Гисборн Сити» оплачивал мне языковые курсы, так что постепенно освоил. Привыкать, вообще, пришлось ко многому. Все другое. Менталитет в том числе. Люди никуда не спешат, у них совсем нет стресса. Никогда не будут лететь на последний трамвай или поезд, все размеренно. Ну, и перелеты шокировали. Я летать не слишком люблю.
А к смене времен года?
Пришлось приспосабливаться. Сейчас у нас зима, в Окленде градусов 15-17, ночью температура может опуститься до нуля. Южный остров более холодный, там и снег выпадает, и «минус» до 10-15 градусов может быть. Потому что там больше гор. А летом — хорошо, 25-30 градусов. Август — как у нас февраль, и начинает теплеть. Зато много дождей. Отличный баланс: нет супержары и лютого холода. Поначалу было непривычно это все. У меня день рождения в январе. Сами понимаете: день рождения всю жизнь значил — снег. Здесь — только пляж, купание, рыбалка. И Новый год — то же самое. Конечно, немного скучаю по снегу. Но в случае чего всегда можно выехать в горы, покататься там. Пока, правда, такого желания не возникало.
Что скажете об уровне жизни?
Минимальная зарплата — 16 долларов в час. Получается, около 2500 в месяц при полной занятости. По уровню жизни, конечно, не сравнить с Беларусью. Цены большие, но и зарплаты хорошие. При этом бедного населения очень немного. На улице никто не живет, только пару раз встречал в центре города пару бомжей. Нет такой резкой грани между разными классами, как в той же Беларуси. Мы живем в трехкомнатном доме, в довольно неплохом районе Сент-Хельерс, до океана мне 10 минут пешком, до центра города — минут 15 на машине.
Английский язык в Новой Зеландии отличается от общепринятого?
Да, есть своеобразный акцент и сленг. Они отличаются даже от австралийского английского, правда, мне эту разницу уловить сложно. Хотя от англичанина или американца жителя Новой Зеландии уже смогу отличить.
Вы уже полностью «оновозеландились»?
Ну, нет, просто привык к местному укладу жизни и чувствую себя, как дома. Но белорусского во мне осталось много. Постоянно общаюсь с родственниками и друзьями на родине. Отмечаем наши праздники, смотрим русскоязычные программы. За спортом нашим слежу, за чемпионатом фут- больным в том числе. Ничто белорусского из своей жизни, в общем, не вычеркивал.
Сергей Азаркевич, Белоруссия