Поиск
Close this search box.

Выставка русского художника Владимира Третчикова

От редакции. У наших друзей в Москве,  в Доме русского зарубежья им.А.Солженицын (ДРЗ),  впервые в России состоялась выставка русского художника Владимира Третчикова, о которой рассказала Тамара Приходько, сотрудница ДРЗ.

Будучи русским по происхождению, большую часть жизни прожив в ЮАР и завоевав мировую известность, В.Третчиков до сих пор не известен в России. А между тем, о его творчестве с 20-х гг. ХХ века писала русскоязычная пресса Харбина и Шанхая, после войны – Американские газеты “Русская жизнь” и ” New Bridge”, а также издающаяся во Франции “Русская мысль” и британская “Daily Mirror”. При жизни художника состоялось 52 выставки его работ в Европе, Азии, Америке, Африке, о нем было снято 4 телевизионных фильма. Но в СССР имя Третчикова появилось c ироничной интонацией только на украинском языке в небольшом буклете В.Коротича “О, Канада” в 1965г. Впрочем, некоторые работы Третчикова   советские зрители могли видеть в интерьерах помещений, где разворачивалось действие фильмов А.Хичкока и других американских режиссеров, а также в модных клипах. Трудно было не обратить внимание на яркие экзотические портреты восточных красавиц, появлявшихся на экранах. И хотя за рубежом Третчиков именовался русским художником, в числе художников русского зарубежья это имя “не значилось” в искусствоведческих работах и не исследовано до сих пор.
 Нынешняя выставка в Доме русского зарубежья им.А.Солженицына  – первое в ХХ и ХХI вв.  представление творчества Третчикова на родине (организатор выставки Б.Горелик, куратор от ДРЗ С.Урбан). Для нашего Дома – это продолжение той миссии, которую выполняет ДРЗ уже много лет.

 Открывая 18 октября вернисаж выставки “В.Третчиков. Собрание воспроизведений” директор ДРЗ Виктор Александрович Москвин особо подчеркнул, что такие акции – это  возвращение в Россию, а зачастую –  открытие тех имен русских деятелей искусства и науки, которые были вычеркнуты из истории отечественной культуры.

Представитель посольства ЮАР в РФ мистер Шорт говорил о В.Третчикове как о народном художнике, хотя более распространено в мире по отношению к нему – “король китча”. Дело в том, что на 50-70 гг., когда художник жил в ЮАР и наиболее плодотворно работал, в этой стране был период апартеида. И хотя Третчиков никогда не занимался политикой, его творчество было ярким примером отстаивания равноправия представителей разных рас и наций. Портреты негров, китаянок, малайцев, маори, написанные им с равной симпатией и мастерством – лучшее доказательство его близости к реальной жизни. Вот почему репродукции его работ украшают дома самых разных людей во многих странах мира – Африки, США, Канады, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Китая.
Продолжил рассказ о судьбе и творчестве Третчикова на вернисаже в ДРЗ  старший научный сотрудник  Института Африки РАН Юрий Скубко. Экономист и искусствовед, он опубликовал в 2015 г. статью о творчестве Третчикова в журнале “Азия и Африка сегодня”. Хотя Третчиков творил в эпоху постмодернизма, и многие зарубежные искусствоведы считают его даже предшественником Энди Уорхола, Скубко полагает, что в основе живописи Третчикова – русская реалистическая школа. Его первыми учителями еще в Харбине были русские художники-эмигранты, в частности, Михаил Кичигин. Более того, по мнению Скубко, живописная манера Третчикова близка к стилистике Рериха и сказочным полотнам Билибина. Интересная заявка и повод для  дискуссий искусствоведов, которым пора обратить пристальное внимание на творчество Третчикова.
А что до сказочности, то ее немало не только в живописи, но и в судьбе Третчикова. Об этом посетители выставки в ДРЗ узнали много интересного от инициатора возвращения ряда авторских репродукций Третчикова на родину – Бориса Горелика. Историк и лингвист, свою кандидатскую работу в Институте Африки РАН он писал по теме  «Российская эмиграция в Южной Африке”. В 2001г. в Институте Африки РАН вышла его книга «Российская иммиграция в Южную Африку: вчера и сегодня». Изучая источники, нашел имя русского художника Третчикова, который жил и работал в ЮАР. С рядом его работ познакомился в интернете, узнал и о том, что на современных аукционах подлинники этого художника и даже репродукции продаются за баснословные суммы. Стал разыскивать публикации о художнике, познакомился с живущим в ЮАР английским журналистом Энтони Хокингом, который в 1973г. написал книгу о Третчикове, и посоветовал Горелику тоже стать автором книги об этом уникальном мастере. Книга Б.Горелика была написана и издана на английском языке: Boris Gorelik. Incredible Tretchikoff : Life of an Artist and Adventurer,2013г.

Хокинг в 2010г. познакомил Горелика с внучкой художника Наташей Свифт, которая сегодня руководит Фондом имени Третчикова. Благодаря усилиям фонда первая персональная ретроспективная выставка Третчикова состоялась в 2011г. в Национальной галерее ЮАР. К сожалению, уже после смерти художника (он умер 2006г.). Тогда удалось собрать 110 подлинных его работ – главным образом из частных коллекций разных стран. При широком распространении в мире репродукций, его подлинники сегодня – большая редкость. Наташа Свифт познакомила Бориса Горелика и с небольшим семейных архивом фотографий, писем, газетных вырезок. Копии некоторых из них были представлены и на выставке в ДРЗ.

А что до сказочности Третчикова – она проявилась не только в живописи, но и в жизни художника. Поначалу, как и полагается, судьба испытывает героя. Родившись в 1913г. в Петропавловске (ныне это Северный Казахстан) в семье скотопромышленника, ребенок с родителями, которые после революции были высланы из России, совершает путешествие по Сибири в Китай. С 1925г. Третчиков – в Харбине и Шанхае. С одиннадцать лет,  оставшись сиротой, Третчиков начинает зарабатывать себе на жизнь и берет уроки живописи у известных художников русского зарубежья, в частности у Михаила Кичигина. Первая выставка работ Третчикова в 1934г. в Шанхае настолько успешна, что о ней пишут газеты, а художник, выиграв конкурс, приглашается в Сингапур на работу в Рекламное агентство Юго-Восточной Азии. В 1939 г. картины Третчикова выставляются в галерее IBM на всемирной выставке в Нью-Йорке. Но сказочный сюжет продолжает диктовать свои законы. В судьбе Третчикова – снова испытания, впрочем, не только у него. В 1942 г. Сингапур завоевывает Япония, и все, кто работает в иностранных агентствах, срочно эвакуируются. Третчиков отправляет в эвакуацию жену и дочь, а сам продолжает работать в информационном агентстве; уезжает только на последнем корабле, который атакуют и потопляют Японцы. Третчиков 23 дня курсирует на шлюпке, попадает в плен и оказывается на Яве. Здесь он заявляет о себе как о русском  художнике, что смягчает его участь (в то время СССР еще не вступил в войну с Японией). Третчикова отправляют в Джакарту, где он востребован как художник и работает до 1945г. О судьбе своей семьи он узнает через Красный Крест – оказывается, жена и дочь сначала попали в Индию, а потом, обнаружив дальних родственников в ЮАР, перебрались в Кейптаун, куда в 1946 г. отправляется и Третчиков, увозя с собой немало живописных полотен.

Среди них и портрет его подруги тех лет Леоноры, Ленки, как называл ее Третчиков. А у портрета – два названия «Ленка» и «Красный жакет». Модель оказалась провидицей, она посоветовала Третчикову не продавать картины в Джакарте, а подождать лучших времен. А по поводу своего портрета сказала определенно – это твой талисман, не расставайся с ним никогда (дело в том, что на картине был изображен и ритуальный кинжал). В доме Третчикова в Кейптауне эта картина заняла почетное место и нравилась его семье. В ЮАР Третчиков находит множество интересных персонажей для своих полотен. Это негры-музыканты, представители народности маори, китайцы, полинезийцы. Гоген мог бы позавидовать такой красочной палитре! Но в Национальной галерее ЮАР господствуют художники голландской и английской школы, Третчикова словно не замечают. Но в  1948г. он устраивает свою первую в этой стране выставку в частной галерее, и она собирает около 200 тысяч зрителей. С 1949 по 1953гг. проходят его выставки в крупных городах ЮАР, с 1954 по 1955гг. – в США и Канаде. 1962 г. ознаменован выставкой в Лондоне, в 1965г. – во второй раз выставка в Канаде, с 1972-1974гг. – турне по Великобритании и в 1978г. – последняя персональная выставка. Выставки сопровождаются хвалебными отзывами в прессе, его картины покупают частные коллекционеры, но не музеи. А репродукции, созданные Третчиковым по специальной технологии и продающиеся в супермаркетах, книжных магазинах и даже аптеках, необычайно популярны в самых разных слоях общества. Среди моделей – простые люди. Чего стоит хотя бы история картины «Китаянка», или «Зеленая женщина», которая стала буквально культовой в середине ХХ в.

Это был портрет прачки Моники Сингли. В то время как полотно тиражировалось и продавалось по всему миру, модель даже не подозревала об этом. Много лет спустя Третчиков смог подарить уже постаревшей Монике только плакат с воспроизведением ее портрета. А оригиналом владела обычная американка, которая украсила «Китаянкой» стену квартиры свой дочери в Чикаго. И снова вспомним сказочный мотив творчества Третчикова. В эту комнату несколько раз забирались грабители, брали деньги, какие-то мелкие вещи, но ни разу не тронули «Китаянку». Если это еще можно объяснить безграмотностью воров, то история, связанная с решением Третчикова продать «Ленку», совсем уж сказочно-мистическая. После того, как художник расстался с этим портретом, он дважды попадал в аварию. И  решил выкупить картину, заплатив гораздо большую сумму, чем выручил при продаже. В настоящее время «Ленка», или «Красный жакет» – один из немногих подлинников в семейном архиве Третчикова.

А «Китаянка» вошла в оборот аукционов и коллекционеров только после того, как ее американская владелица посмотрела фильм о Третчикове и поняла, какой ценностью обладает. Последним владельцем этой картины стал известный коллекционер, торговец ювелирными изделиями Лоренс Графф, который купил «Китаянку» за миллион фунтов стерлингов. Сейчас эту работу Третчикова можно увидеть в поместье Лоренса Граффа в его винодельческом хозяйстве ЮАР. Стоит сказать, что высоко ценятся и репродукции работ художника, особенно тех лет, когда он сам следил за типографским процессом их воспроизведения и помещал в простые рамы. Несколько таких работ Фонд имени Третчикова подарил и Дому русского зарубежья им.А.Солженицына, за что руководство ДРЗ выражает огромную благодарность Наташе Свифт и куратору выставки Борису Горелику.

               Тамара Приходько, Москва (Дом русского зарубежья им.А.Солженицына)

Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.