От редакции. Действительно, можно говорить о сезоне, коль в течение практически одного месяца любители театра смогли посетить сразу два разных спектакля. Причем, оба поставила Нина Герасимова-Брукс, хорошо известная в Окленде и за его пределами как режиссер. Важная деталь – оба спектакля получились интересными, и в обоих чувствовалась рука Мастера – с неожиданными решениями и своим прочтением пьес. Будь то хорошо известная классика или вещь малоизвестного драматурга. Вот с последнее и начну.
«Последний грим» – по пьесе Е.Анкудиновой «Гримерша» был представлен на суд публики Экспериментальным театром-студией (творческая мастерская Нины Герасимовой-Брукс). Спектакль показывали три дня при заполненных залах. Что очень показательно – ведь многим известно, как непросто зазвать нашу публику на культурные мероприятия… Особенно приятно, что на одном из показов, когда спектакль шел с субтитрами на английском, в зале вынуждены были поставить дополнительные стулья –свидетельство интереса к нашему театру и у англоязычных зрителей…
Надо отметить, что и автор, и ее пьеса большинству интересующихся российским театром мало о чем говорят. Известно, что одна из пьес Анкудиновой в 1992 году была отобрана жюри для участия в Театральном фестивале «Любимовка» – Фестивале молодой драматургии, основанном еще в 1990 году известными российскими драматургами и критиками и действующим до сих пор. Сама пьеса «Гримерша» – рассказ о театральном закулисье – пьеса всего лишь с тремя действующими лицами. Гримерша – ее играла Маргарита Фомина (она же продюсер спектакля); Актриса – Анна Блэк и Молодой лейтенант (эпизод) – Михаил Харитонов. Надо сказать, что обе женские роли, на мой взгляд, взгляд зрителя, были очень непростые для наших исполнительниц. Ведь Анне надо было играть Приму театра, а Маргарите – возрастную роль (от наивной девушки до спившейся и опустившейся личности)… Я не могу сказать, что мне все в игре и Анны, и Маргариты понравилось, к сожалению… Но надо отдать им должное – обе выложились по полной программе, не только следуя указаниям режиссера, но и внося свои штришки и разные забавные нюансы в характеры и поведение своих героинь…
Удачные режиссерские находки в сценическом воплощении пьесы, хорошие костюмы, музыкальное сопровождение, сценография – все это вместе с игрой актеров можно отнести к творческому успеху всей команды, участвовавшей в создании спектакля. Тем более, это первая работа нового театрального коллектива – Экспериментальной студии.
Отвечая на вопрос, заданный участниками спектакля в Программке, о том, нужен ли нам, живущим за границей, русский театр, я твердо говорю «Да»! И уверена, что большинство живущих за границей меня поддержат!
Спасибо всем, кто был занят в спектакле, и всем помощникам, которых я с удовольствием называю: Наталья Орлова, Сергей Фомин, Андрей Кухаренков, Рубен Блэк, Александр Химич, Наталья и Никтита Соколовы, Раксана Хайсарова, Елена Комарова, Марат Блэк и Ирина Кузакова.
Римма Шкрабина
«Маскарад» – своим новым спектаклем по драме М.Ю.Лермонтова нас порадовал «Домашний Театр» русского культурного Центра «Наш Дом». То, что спектакль прошел три раза с аншлагом говорит о репутации, которую всего за четыре года существования завоевала молодая команда под руководством Нины Герасимовой-Брукс. По традиции представление шло с английскими субтитрами, что позволило англоязычным зрителям вместе с нами окунуться в мир русской классики.
После очень удачной постановки чеховского спектакля, который с большим успехом был показан зрителям в 2016 году, Нине не захотелось расставаться с классическим наследием. Именно тогда у нее возникло желание обратиться к драме своего любимого поэта, М.Ю.Лермонтова.
Прежде чем поделиться впечатлениями от спектакля, позволю себе напомнить некоторые знаковые моменты истории и сценической жизни «Маскарада» в России. Они полны драматических событий. Двадцатилетний поэт написал драму в 1835 году. Из-за цензурных запретов пьеса увидела свет только после его смерти. В 20-м веке к ней обратились наши великие режиссеры. Так, 25-го февраля 1917 года (через два дня после начала Февральской революции) в Александринском театре Петрограда состоялась премьера «Маскарада» – неслыханно роскошного спектакля, поставленного Вс. Э. Мейерхольдом и А. Я. Головиным, знаменитым театральным художником. В день премьеры уже было небезопасно ходить по улицам, в фойе театра днем был убит случайно залетевшей пулей какой-то студент. Трамваи не ходили. Театр, однако, был полон. У подъезда сплошными рядами стояли автомобили. Петроградская знать заполнила зал. Это был последний спектакль императорской России – «реквием по уходящей эпохе».
В 1941 году, к 100-летию со дня смерти Лермонтова, «Маскарад» был поставлен в театре Вахтангова. Музыку к спектаклю, в том числе знаменитый вальс, написал Арам Хачатурян. А в 2014 году, к 200-летию со дня рождения режиссер и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин возродил легендарный мейерхольдовский спектакль, дав новую жизнь уникальной коллекции театральных костюмов и бутафории постановки 1917 года. Удивительная все-таки пьеса. С одной стороны к ней причастны такие таланты, как Головин, Мейерхольд, Хачатурян. А с другой – столько трагических страниц истории с ней связано…
«Домашний театр» во главе со своим руководителем, обратившись к «Маскараду», поставил перед собой множество сложнейших задач. И главная – сценическое решение спектакля. Действие пьесы переносится с блестящего бал-маскарада в заполненный светской праздной толпой петербургский магазин, а оттуда – в богатый дом главного героя… И весь этот фон в спектакле создается минимальными средствами, главное из которых – огромная, раскрытая «Книга Лермонтова», которая, перемещаясь по сцене, играет роль то кулис, откуда появляются действующие лица, то места, куда герои стремятся уйти, спрятаться от своих проблем… Мне очень понравилась еще одна находка режиссера – полосатые шлагбаумы, которые установлены по обеим сторонам сцены – такой символ эпохи и Петербурга.
Но, конечно, самое важное решение режиссера – это Маски. Только в одной-двух сценах мы слышим их голоса и их реплики. Но с помощью сценического движения и пластики Масок, а также прекрасных костюмов зрители смогли окунуться в атмосферу светского бала, городских улиц, гостиной. Маски создают то непрерывное дыхание спектакля, которое неизбежно ведет нас к трагическому финалу. И это они, превратившись в ангелов, забирают, уносят главную героиню со сцены и из жизни. Вот имена Актеров-Масок: Аня Блэк, Наталья Орлова, Ирина Льготкина, Надежда Юдина, Ольга Хохлова, Наталья Новак.
Как известно, «Маскарад» написан Лермонтовым в стихотворной форме, которая сложна не только для артистов, тем более – непрофессиональных, но и для восприятия современным зрителем. Чтобы донести глубокий, философичный смысл поэтического текста, режиссер поставила перед своими актерами, на первый взгляд, необычную задачу отказаться от излишне выразительного прочтения стихов, а, наоборот – с помощью точно расставленных акцентов и интонации приблизить произнесение текста к разговорной речи. Эта непростая задача была замечательно решена всеми участниками спектакля: и Михаилом Харитоновым, сыгравшим роль Князя, и Александром Химичем (Казарин), и Юлией Кривощековой (Баронесса, она же Дама в черном), и Евгением Рукшаном («многоликий» Неизвестный). Но основные герои – это исполнители главных ролей спектакля – Евгениий Дубов, сыгравший роль Арбенина, и Екатерина Милькова в роли его жены и невинной жертвы Нины. Если Екатерину мы давно знаем и любим по ее ролям в спектаклях прошлых лет, то появление Евгения стало замечательным сюрпризом для зрителей. Его изысканная внешность, гибкий, то спокойный и меланхолический, то саркастический, то страстный, голос покорили публику. Екатерина была удивительно трогательна в финале спектакля. Слезы наворачивались на глаза.
И, наконец, музыкальное решение спектакля – и, в первую очередь, великий на все времена Вальс Хачатуряна. Ведь по замыслу режиссера поэтический ритм драмы передается именно музыкой и пантомимой. Музыкальное оформление – это результат совместного творчества режиссера спектакля и наших, хорошо известных, музыкантов.
Соавторами, без преувеличения, оглушительного успеха «Маскарада» стали художники по костюмам и гриму, по свету и звуку, декорациям, маскам и шляпам. А еще ведь была кропотливая и ответственная работа над переводом и субтитрами, а также труд тех, кто осуществлял техническую и операторскую, организаторскую и спонсорскую поддержку. Все участвовавшие в создании этого замечательного спектакля были названы в программке.
И, конечно, наши главные поздравления автору постановочного варианта пьесы, режиссеру спектакля, нашей любимой Нине Герасимовой-Брукс. Браво! Спасиб-ооо! Будем с нетерпением ждать новых спектаклей.
Марина Печорина