Может быть, это занятие кому-то нравится, и я даже знаю людей, которым этот процесс доставляет истинное удовольствие. Кроме этого я тайно завидую женщинам, ибо они от данной рутинной операции природой матушкой освобождены. Догадались о чём это я? Правильно. О бритье, конечно. Много лет тому назад ваш покорный слуга обзавёлся советской электробритвой «Харьков», и с тех давних пор ни разу не изменил электрическому способу избавления от волосяного покрова на лице.
Но сегодня у меня, можно сказать, праздник. Намедни получил от супруги оригинальнейший подарок ко дню рождения: новейшую электробритву известного китайского бренда.
***
— Тимофей, будь добр, принеси в кабинет наше настольное зеркало, — прошу внука, ибо видел, как он завладел им с утра и закрылся в своей комнате. Хотя бы не разбил ненароком и не получил от бабушки по число, по первое.
Секунду спустя неугомонное, вихрастое создание появилось на пороге комнаты и, протягивая видавший виды предмет, вопросило:
— Дед, ты всё знаешь, кто его изобрёл и применил?
— Тимоша, скажи честно, это вопрос риторический? На что спорим, что ты уже облазил весь интернет и намотал на свой несуществующий ус информацию о том, как первобытные люди, в один солнечный день, разглядели-таки свои заросшие физиономии на гладкой поверхности воды. Полагаю, что они не сразу догадались, кого именно показывает им услужливое природное зеркало.
Много позже, значительно поумнев, они даже стали сочинять мифы об этом.
— Знаю, читал. Какой-то Нарцисс даже умер, втрескавшись в своё собственное отражение, — как всегда бесцеремонно перебил меня внук. Никак не могу отучить его от этой дурацкой привычки перебивать взрослых. — А воитель Персей отполировал, как зеркало, бронзовый щит и сумел с его помощью расправиться со зловредной медузой Горгоной.
И про братьев Доменико, придумавших, как делать плоские зеркала с помощью ртутных солей, читал. Их даже выселили из города, отправив на удалённый oстрoв Мyрaно, чтобы сохранить тайну изобретения.
— А ты знаешь, сколько стоили такие зеркала?
— Дорого, очень, — ушёл от ответа внук, точной цифры я в инете не нашёл.
— Стоимость одного венецианского зеркала в те годы была сопоставима с ценой целого корабля. Покупали их только очень богатые вельможи, ну и цари с королями. Однажды на одном из балов супруга Людовика с порядковым номером четырнадцать, Анна Австрийская, явила высшему свету платье, расшитое кусочками битого зеркала. В огнях сотен свечей оно выглядело бесподобно.
— Вот об этом я и хотел тебя спросить, — в очередной раз перебило меня плохо воспитанное чадо, — и ещё о битве, только вопрос задал не так, как надо.
— Не понял. Сколько ты вопросов мне задал? Что-то я запутался.
Тимоха почесал затылок, с минуту помолчал, а потом выдал:
— Первое. Какой разведчик или шпион стырил секрет Мурано? И второе, как применяли зеркала в военных сражениях? Теперь понятно?
Настала очередь чесать затылок уже мне:
— Дело в том, что обзавестись платьями а-ля Анна Австрийская захотели многие дамы высшего света, а они в любые времена и любыми способами своего добиваются. Уговорили короля поручить своему министру Жaну Кaльбeру заполучить секрет зеркального состава. И тот с поставленной задачей справился. Сумел при помощи увесистых кошельков с золотыми монетами выманить мастеров с острова во Францию. Венецианские дожи угрожали умельцам, требовали их возвращения, но тщетно. Беглецы надеялись на защиту и покровительство могущественного французского короля. За свою работу получали приличное вознаграждения и жили припеваючи, но не долго. Итальянцы предательства не простили.
Вскоре самый опытный из перебежчиков отравился и умер, спустя пару недель покинул сей мир другой мастер. Подмастерья, видя такое и чувствуя себя всё хуже и хуже, попросились домой, в Венецию. Их не задерживали, ведь секрет производства был раскрыт.
— И французы применили большущие зеркала в военных действиях? — обрадовался Тимофей.
— Нет. За многие века до изобретения плоских зеркал на это сподобился совсем другой человек.
Во время одной из Пунических войн он расположил начищенные до блеска бронзовые пластины так, что они сфокусировали лучи солнца на вражеские корабли. Выжившие в той битве рассказывали, что на крепостной стене вспыхнули одновременно тысячи маленьких солнц. Ослепили экипажи кораблей, чуть позже задымились и загорелись доски и брёвна мачт.
— Ничего себе. Я, кажется, об этом где-то читал, только вот не помню, как звали того дяденьку-изобретателя, — Тимофей даже заглянул в зеркало, в поисках ответа, но стекло беспристрастно показало лишь пытливую мальчишескую физиономию, — ну, чего молчишь, деда? Тебе, что трудно ответить?
— Тимофей, давай будем считать это моей загадкой. Погугли, или ещё лучше друзей-товарищей расспроси. Слышишь, свист за окном? Зовут тебя. Я так полагаю, будете вместе зайчиков солнечных пускать.
Александр Ралот, Краснодар