Поиск
Close this search box.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

(Третье место на нашем Конкурсе, ред.)

Всё, что я знаю об участии нашей семьи в Великой Отечественной войне, я услышала от своих бабушки с дедушкой и мамы. Эти рассказы, как живое напоминание,  передаются у нас из поколения в поколение.

В нашей семье воевали оба моих прадеда. Один из них погиб, другой, к счастью, вернулся домой после войны с ранением. Но об этих годах он хранил молчание.

Прабабушка, наоборот, часто рассказывала моей маме, своей внучке, о тех бесконечных днях, месяцах, годах, когда она выживала одна с двумя малышами – моими бабушкой и двоюродным дедушкой. А мой дедушка, ему было 6 лет в конце войны в 1945, рисовал яркие картины послевоенного голода, вспоминал случаи людоедства и тёмные катакомбы. Собственно, моя мама выросла в 70-х годах на военных песнях, фильмах о войне: «А зори здесь тихие», «Три танкиста», «17 мгновений весны», «В бой идут одни старики» – так свежи были воспоминания у поколения, прошедшего войну. И мы недавно вместе смотрели старую и новую версии фильма «А зори здесь тихие».

Я хочу рассказать только об одном случае, произошедшем с моей бабушкой во время войны. С первых дней войны прадед добровольцем ушёл на фронт, и моя прабабушка осталась одна с двумя детьми: с двухлетней моей бабушкой и трёхлетним её братиком. В те годы никто не сидел дома с малышами, все работали. И вот прибегает солдат и кричит об эвакуации, что сейчас приедет за всеми грузовик и их повезут на вокзал, чтобы посадить на поезд и отправить в эвакуацию в дальний город где-то за Уралом. Прабабушка ринулась с работы в ясли за детьми, а потом бегом домой. Сколько чемоданов-баулов может взять с собой прабабушка? А нисколько – в каждой руке по ребенку – вот и весь её багаж. Надела она на детей, на себя одежды , сколько смогла, взяла в одну руку свою «круглую» дочку, а в другую такого же укутанного сына и села в грузовик, оставив все свои вещи, абсолютно всё, дома.

И поехали они в поезде на восток в эвакуацию. Однажды ночью объявили воздушную тревогу, неизвестно откуда взявшиеся самолёты фашистов стали бомбить поезд. Все люди повыскакивали из вагонов и бросились бежать кто куда. А вокруг густые леса, топи и болота. Моя прабабушка как сидела на лавке с двумя детьми, так и осталась сидеть. Малыши кричали и плакали, и прабабушка просто не слышала никаких команд. Да и куда бы она убежала с такими маленькими детьми! Когда закончилась бомбежка, и вражеские самолёты, наконец, улетели, пассажиры стали потихоньку возвращаться в свои вагоны, грязные и промокшие, но многие так и не появились – кто потерялся в лесу, кто утонул в болоте, кого убило осколками бомбы. Все соседние вагоны с двух сторон того вагона, где сидела моя прабабушка, разбомбило вдребезги, а она с двумя орущими тоддлерами осталась цела и невредима, чистая и сухая в уцелевшем вагоне! Если бы она выпрыгнула из вагона с двумя детьми, то, наверняка, пропала бы и она, и дети. 

Вот такой счастливый случай приключился с моей бабушкой! Пока мы помним о наших родных, о прадедах и прабабушках, они остаются в наших сердцах, продолжают всегда быть с нами. И я, наверняка, когда-нибудь передам эти рассказы о войне своим будущим детям.

                                 Злата Денисенко, Окленд

Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.