От редакции. Сегодня мы знакомим наших читателей с молодым человеком, Алексом Гилбертом, этническим русским – основателем международного проекта по усыновлению «I’m Adopted». История Алекса в Новой Зеландии началась с двухлетнего возраста, когда его усыновила новозеландская семья. Став взрослым, Алекс разыскал своих биологических родителей и встретился с ними в России. Теперь он помогает другим усыновленным детям узнать о своем происхождении.
Беседовали с Алексом Александр Здор и Елена Наумова (она же сделала перевод их беседы на русский язык).
Спасибо, Алекс, что согласились рассказать о себе. И сразу главный вопрос – когда Вы узнали, что Вас усыновили?
Я всегда знал, что меня усыновили. Мои мама и папа никогда этого не скрывали – даже когда я был совсем маленьким. Это никогда не было для меня тайной. Мой брат (не биологический) на три месяца младше меня, и вопрос, как это получилось, существовал. Ответ простой – и меня, и его усыновили. У нас в доме есть русские вещи, и вся информация о нашем усыновлении всегда была на виду, поэтому я всегда это знал.
Вы гордитесь тем, что Вы русский?
Да, мне нравится русская культура и мне понравилось в России, когда я туда прилетел, будучи уже взрослым. Я в какой-то мере чувствовал, что Россия – это место, где я родился и откуда я родом. Мне было там просто комфортно, и у меня никогда не было проблем с общением и адаптацией. Меня ничто не пугало, я ни о чем не бес- покоился, и не было страха перед самой поездкой. Надо сказать, что я чувствую себя больше новозеландцем, но мое русское происхождение всегда в моем сознании.
Когда Вы занимались поиском своих биологических родите лей, боялись ли Вы узнать о чем-то нежелательном?
Конечно, я немного нервничал. Я не знал, чего ожидать, потому что я абсолютно ничего не знал. У меня были только имена моих родителей. Я беспокоился о том, живы ли они еще, сколько им лет, и хотел знать, живут ли они вместе. Я должен был быть готов ко всему. И даже к тому, что не все будет так, как я себе представляю. Конечно, когда я их искал, я не ожидал, что меня ждет большая счастливая семья в России. Я позже узнал, что мои биологические родители не живут вместе – они расстались через несколько недель после моего рождения. Поэтому я не ожидал радужной встречи.
Так сколько раз Вы уже были в России?
Я был в России дважды, в 2013 и 2015 году. Я был в Москве и Санкт-Петербурге. Но я еще не был в городе, где родился, в Архан гельске, и очень хочу там побывать.
Теперь, когда Вы уже бывали в России, вы счастливы, что живете в Новой Зеландии?
Да, это так. Здесь моя семья, здесь мои мама и папа, здесь прошло мое детство. Здесь все мои воспоминания. Честно говоря, мне настолько здесь комфортно, что я на самом деле не думал о том, чтобы жить в России. Я бы съездил туда на каникулы, но постоянно там жить я не собираюсь. Я новозеландец и чувствую, что мои корни здесь.
Вы счастливы такому повороту судьбы, что именно Вас забрали в Новую Зеландию, а не другого ребенка?
Мне действительно повезло. Мне повезло, что я был усыновлен в таком юном возрасте. Я не знаю, какая ситуация в детских домах, но думаю, что для ребенка очень важно жить в семье и чтобы его воспитывали мама и папа. Поэтому я счастлив, что я здесь. Я думаю, что каждому ребенку нужны родители, чтобы они, а не детский дом заботились о детях. Давайте поговорим о Вашем проекте.
Что вдохновило Вас запустить этот проект?
Когда я ездил в Россию в 2013 году, чтобы встретиться с родителями, я искал их через социальные сети в Интернете. Знаете, в эпоху высоких технологий Интернет – основной источник поиска. Когда я вернулся из России, я подумал, что это очень важно, если у других усы-новленных детей появится возможность поделиться своей историей и своим опытом, появится возможность кому-то помочь.
А где это сейчас сделать легче всего?
Конечно, в социальных сетях. Вот почему я создал этот проект. Известно, что людей, которые пытаются найти родственников, и не знают, с чего начать, или не знают, к кому обратиться, очень много. Так что главное в этом проекте – это информация, помощь и поддержка всем, кто каким-то образом связан с проблемой усыновленных детей.
Кто-то еще помогает Вам в Вашем деле?
У меня есть еще два человека, тоже усыновленные, которые мне помогают. Мы встречаемся с разными людьми, проводим разные мероприятия. Это очень хорошо, что мы вместе обсуждаем наши дела и плани- руем что-то нужное для других. Но, в основ- ном, это мой проект. Хотя можно сказать, что я хочу, чтобы этот проект можно было бы назвать сообществом усыновленных людей, которые друг другу помогают.
Так Вы постоянно встречаетесь?
Нам нравится встречаться. На встречи приходит много людей. Это, в основном, когда-то усыновленные и, в основном, из России. Мы общаемся, узнаем интересную информацию друг от друга, многие узнают что-то новое. Ведь многие из приходящих на наши встречи ничего не знают о России, хотя сами оттуда родом. Они очень инте ресуются страной, в которой родились. И хотя все они уже новозеландцы, но у них есть общее – это Россия. У одного парня, которого я встретил, на руке большая татуи-ровка с русскими мотивами, хотя он никогда не был в России. Но он там родился. У него есть брат-близнец. И у того тоже «русская» татуировка. Оба хотят вернуться в Россию, чтобы изучать родной язык, больше узнать о русской культуре… Они очень гордятся Россией. Я думаю, что у усыновленных русских детей большой интерес к России.
С тех пор, как начался проект, можете привести примеры, когда Вы помогли людям?
Да, в прошлом году пришла к нам девушка, которая сначала пыталась найти родственников через частного детектива. Надо сказать, это хоть и дорогой, но очень эффективный путь – многим частные детективы помогали найти нужную информацию. Но девушке не повезло, и она обратилась ко мне. Она рассказала свою историю, мы эту историю перевели на русский язык (у нас есть люди, которые помогают с этим). Потом эту историю распространили везде, где могли (на нашем сайте и на разных других). И, в конце концов, общими усилиями через пару месяцев мы смогли отыскать ее семью в России. Я хочу подчеркнуть, что помогают в таких поисках только общие усилия. Я бы один это сделать не смог. Конечно, такие поиски требуют времени и усилий многих, но когда есть желание помочь другому, всегда будет и успех.
Как Вы думаете, проект развивается?
Я чувствую, да. Приходит все больше людей, мы узнаем все больше человеческих историй, появляется все больше людей, которые готовы помогать тем, кто в помощи нуждается. Повторюсь, к нам приходит много русских. Вы знаете, что с 90-х годов прошлого века в Новой Зеландии проживает 600 приемных детей, родом из России? Многих я знаю лично. Не все хотят найти своих биологических родителей или род- ственников. Но посетить Россию хотят все. Вас часто можно увидеть в рус- скоязычном сообществе.
У Вас много русских друзей?
Да, у меня много русских друзей. У меня русская подруга, и она знает многих русских. Я встречаюсь не только с усыновленными из России, но и просто с людьми, которые приехали из России в Новую Зеландию. У всех свои истории… Что я постоянно отмечаю – молодые люди, которые при- ехали сюда жить, очень отличаются от тех, кого усыновили.
Какие у Вас планы на будущее?
Я бы хотел организовать поездку в Россию для когда-то усыновленных российских детей или для тех, кто просто вырос в Новой Зеландии. Было бы здорово, если бы они смогли познакомиться со страной, где они родились, познакомиться с ее культурой. А не только для того, чтобы встретить своих биологических родителей. Кстати, многие, кого усыновили в сознательном возрасте, помнят Россию. У них сохранились свои какие-то воспоминания, впечатления о событиях или людях… И им тоже очень хочется вернуться в тот мир воспоминаний. А для меня самого очень важно установить какую-то связь между тем, что было ТАМ и ЗДЕСЬ.
Мы, в основном, говорим о русских усыновленных детях, а Вы встречали усыновленных из других стран?
Да, многие усыновленные, с которыми я встречался, из Румынии. Многие были усыновлены в Новой Зеландии из местных семей, есть такие из Австралии и из других стран. Сейчас, кстати, можно усыновлять детей из Таиланда, Индии и Китая, а вот усыновление из России на сегодняшний день закрыто.
Что Вы хотите сказать в заключение?
Я думаю, это важно, что у нас в Новой Зеландии проживают люди разных культур со всего мира. Что касается меня, я очень благодарен, что оказался здесь и еще ребенком попал в любящую семью. Если бы я остался в детском доме, у меня бы никогда не было шанса жить так, как я сейчас живу. Я также очень благодарен своим ново- зеландским родителям за то, что они меня любят, за то, что вырастили и выучили меня, за то, что я смог дважды побывать в России. Мне очень нравится русская еда, русская культура, мне нравятся русские люди. А вообще – спасибо обеим странам.
С информацией о проекте Алекса можно познакомиться здесь: http://alexgilbert. co.nz/.