Как мне кажется, в нынешнее, технически продвинутое, время посещение библиотек происходит не слишком часто. По крайней мере, это про меня… Но так получилось, что с небольшим перерывом я побывала сразу в трех больших библиотеках страны. Увиденное меня воодушевило на написание этой заметки. Сразу хочу сказать, что, наверняка, большинство библиотек страны используют все современные компьютерно-цифровые возможности для взаимодействия и с читателями, и между собой (заказ, хранение, выдача и прием книг…). И я не об этом. Расскажу о деталях, на которые обратила внимание в каждой из библиотек, которые посетила. Конечно же, это мои субъективные впечатления, никоим образом не претендующие на обобщения.
Начну с новой, построенной после сильнейшего землетрясения, великолепной библиотеки в Крайстчерче, имеющей собственное имя – Turanga. Еще не заходя вовнутрь, уже восхищаешься огромным и очень красивым зданием. Внутри тоже красиво, уютно, и естественно, имеется все, что должна иметь современная библиотека. Включая множество помещений и аудиторий, использующихся для образовательных целей. Но большой киноконцертный зал на втором этаже, в котором проводятся азные встречи и другие крупные мероприятия – это показалось круто.
Центральная библиотека в Окленде. На то она и центральная, чтобы задавать тон в Большом Окленде. И размером, и возможностями, идущими в ногу с техническим прогрессом. Хотя из собственного опыта знаю, что районные библиотеки города тоже стараются не отставать… По крайней мере, от использования в работе разных коммуникационных достижений. Кстати, это безусловно касается и библиотеки Крайстчерча, что я для себя отметила и там.
И наконец, новая библиотека в Гамильтоне, тоже имеющая собственное имя – Rototuna. Конечно, своими размерами она не может сравниться с первыми двумя, о которых уже написано выше. Но поскольку ее построили в новом микрорайоне, то бросается в глаза использованный продуманный комплексный подход – превратить библиотеку и окружающую территорию в зону «спортивно-отдыхательную». И для детей, и для взрослых. Уже много чего построено, включая детские площадки и «тротуарные фонтаны». Решается, на каком из ближайших участков строить открытый плавательный бассейн… Но я пишу все же о библиотеках. Как и в других, внутри Rototuna – современный интерьер, уютно и, уже можно сказать, привычно высокий уровень обслуживания. Хотя все же было чему удивиться и там. Отдельное помещение, где посетители могут увидеть, как работает 3D-Printer. На его передней панели изображение того, что в данный момент принтер печатает. А движущаяся в трех измерениях печатная головка (она же экструдер, из которого на принимающую поверхность выдавливается расплавленный пластик) слой за слоем создает нужное изделие. Все изделия, изготовленные в этот день, выставляются на специальных полках для обозрения. Попыталась собственными фотографиями (3 и 4) все сказанное подтвердить. Да, конечно их качество не сравнить с первыми двумя фотографиями (Крайстчерч и Окленд). И это понятно – они взяты из интернета, их делали профессионалы.
А еще я обратила внимание на одну интересную вещь в библиотеке Rototuna. Отметила, как ее персонал старается совместить игровой и образовательный процесс применительно к детям. Оказалась свидетелем и даже приняла участие в такой вот увлекательной игре. Желающие могут взять на библиотечной стойке лист, на котором напечатаны 30 цветных копий известных картин. И играющий должен во внушительных размеров помещении библиотеки отыскать каждую из этих копий, но уже бОльшего размера. А они спрятаны в самых неожиданных местах (на стенах, книжных полках, разных стойках…). Конечно, в процессе поиска, видеоряд запоминается. Потом ребенок что-то может и вспомнить из увиденного в детстве. Правда, я бы в эту игру добавила еще и краткую информацию о художнике и картине. Но понимаю, что такое дополнение сделать сложно – хотя бы потому, что играют дети разных возрастов и не все еще умеют читать…
Когда решила написать эту заметку, казалось, что много написать не получится – особо не о чем. Однако ошиблась… А на этом путешествие по библиотекам заканчиваю.
Римма Шкрабина, Окленд