Известная многим в Новой Зеландии, как среди англоговорящих, так и русскоговорящих, Нина Федоровна умерла на 99-м году жизни. Об этом мы узнали из письма, присланного в редакцию газеты от родных и близких Нины Федоровны. Это письмо мы публикуем ниже. А сначала от имени редакции приносим наши искренние соболезнования. Нам всем очень жаль! Мы ее тоже хорошо знали и писали о ней и в “Нашей Гавани”, и в книгах “Новая Зеландия говорит по-русски” и “Наша Гавань – 15 лет в Новой Зеландии”.
Письмо от родных.
“10 января 2023 года, на 99 году жизни, ушла из жизни первый президент Новозеландско – Русского Общества Нина Фёдоровна Шредер. Нина Фёдоровна – последний представитель первой волны эмигрантов из России в Новой Зеландии.
Она прожила трудную, порой трагическую, жизнь. Добивалась всегда своего в любой, поставленной перед собой, цели. Ни от кого, никогда ни в чём не зависела. На всё имела свой личный взгляд, независимо от статуса собеседника, и с достоинством отстаивала его.
Она обладала высоким уровнем культуры. Знала семь языков. Обладала удивительной памятью. Более тридцати лет проработала переводчицей на пароходах, судах, в церкви, в таможне.
Первые русские обеды, первые традиции в Обществе, которые в наше время сохраняют и приумножают, – всё это Нина Фёдоровна.
Нина Фёдоровна, как человек, проживший эпохальные этапы развития России, всегда тосковала по России, по стране, где прошло её детство. Она с гордостью называла себя забайкалкой. Всегда мечтала побывать в городке Кокуй, что на берегу реки Шилки. Умыться прохладной и чистой, что слеза, водицей.
Она относится к категории людей, которые уходя из жизни, оставляют о себе только добрую память.
Мы неоднократно встречали в Новой Зеландии наших иммигрантов старшего поколения, которым она помогала в этой новой, незнакомой для них стране. Зная язык, законы, культурные традиции местного населения, она всегда помогала и успешно решала их проблемы с трудоустройством, давала мудрые советы по всем сложным житейским вопросам, с которыми им неизбежно приходилось сталкиваться.
Все, кто знал Нину Федоровну, кому она сделала добро по жизни, навсегда сохранят о ней добрую и светлую память».
Семьи Абрамовых, Schroeder, Van Wyk