От редакции. Каждый год в китайском городе Харбине проходит Фестиваль ледовых и снежных скульптур, на который съезжаются скульпторы со всего мира. В городе, где погода может опуститься ниже минус 30 градусов по Цельсию, во время фестиваля возникает самый большой в мире город из ледяных скульптур. То, что когда-то начиналось как небольшой конкурс по ледяной резьбе для любителей, превратилось в крупнейший в мире Фестиваль ледяной скульптуры. В этом году на Фестивале побывали и наши скульпторы-художники из Окленда. Вот, что рассказали участники.
Рассказывает Татьяна Зимина. В этом году мы с мужем, Алексеем Ефимовым, решили в очередной раз принять участие в ежегодном Международном конкурсе ледовой и снежной скульптуры в Харбине. До этого мы уже дважды участвовали в «Ледовом» конкурсе – в 2009 и 2016 годах, а на «Снежном» конкурсе у нас был единственный опыт – в 2016 году. Тогда, в 2016 году, мы с Алексеем сделали снежную скульптуру вдвоем, хотя по условиям «Снежного» конкурса в команде должно было быть четверо участников. Но нам разрешили… А в этом году правила стали соблюдать более жестко, и нам объяснили, что для участия в обоих Конкурсах, наша команда должна состоять из четырех человек: команды из двух участвуют в «Ледовом», и все четверо – в «Снежном». Мы решили, что если уж и менять отпуск в новозеландском лете на январские морозы, то желательно принять участие в обоих соревнованиях. Особенно если учесть, что нам, наверное, еще не скоро удастся поработать с таким экзотическим для Новой Зеландии материалом и крупным форматом скульптуры. Пришлось в срочном порядке формировать вторую команду, а нам с мужем разделиться. Таким образом, отец и сын, Александр и Алексей, Ефимовы были в одной команде, а я и Даша Тапа (Колодезная), обе выпускницы факультета архитектуры Оклендского университета, образовали вторую команду.
Для меня это было очень ответственно – впервые быть капитаном команды, да еще и полностью женской, кстати, единственной из всех 34 команд. Резать лед хоть и очень приятное занятие, но также это и очень тяжело физически, а рабочий день длится не менее 8 часов. Но мы с Дашей очень хорошо сработались и сумели за положенные два с половиной дня выполнить задуманную скульптуру, где изображены 2 птицы туи на цветках новозеландского растения «харакеке».
Мужская команда Ефимовых выбрала тему маорийских легенд, и в своей скульптуре «Дуэль» изобразила эпический момент, когда маорийский герой Мауи поймал морское чудовище Танивху. Их скульптура была сложной технически и своего рода экспериментальной – чтобы создать эффект морского чудовища, находящегося под водой, они вырезали Танивху, применив особую технику – «обратный рельеф», то есть создав вогнутый рельеф с обратной стороны ледяного блока. Таким образом, через прозрачный лед можно увидеть вполне осязаемое змеевидное тело морского чудовища.
Ледовый конкурс для нас был очень напряженным, но мы остались вполне довольны результатами, хотя и не получили денежных призов. Опыт создания скульптуры, работа с ледовым материалом (половина из нас впервые столкнулась с этим материалом), общение с другими скульпторами и просто творческая атмосфера на Конкурсе – это самый ценный опыт.
Снежный конкурс был нашим следующим испытанием. За 3,5 дня нашей команде нужно было превратить спрессованный снежный блок размером 3х3х4 метра в законченную скульптуру. Тема нашей композиции объединяла морскую тематику и природу Новой Зеландии. По эскизу нашего капитана Алексея Ефимова мы сотворили «Любовь», изображающую кита-маму и детеныша. Снег гораздо мягче в резьбе, чем лед, поэтому в снежном конкурсе можно использовать только ручной инструмент. Главная задача – не срезать лишнего с самого начала, иначе скульптура просто не получится (не хватит материала), и выдержать внутреннюю тектонику, чтобы скульптура не развалилась в процессе ее создания. Мы впервые работали в полной команде из 4 человек
Рассказывает Александр Ефимов. Лёд, снег и пламень – зарисовки с конкурса.
Итак, мы в Харбине и проведем там почти полмесяца. В этот необычный отпуск мы отправились не с купальными принадлежностями и летними костюмами – у нас в чемоданах тёплые куртки, свитера, арктические тёплые штаны и специальные арктические ботинки. Всё это для того, чтобы можно было работать на морозе целый день. Один большой чемодан позвякивает железом. Он полон инструментов для работы со льдом и снегом. Хорошие инструменты – это очень важно для успешной работы. Например, команда из двух человек должна превратить блок льда размером два на два метра в хрустальную скульптуру за два с половиной дня. И в идеале довести её до сияния. Сделать двухметровую драгоценность. Поэтому нужно работать очень слаженно, буквально выверяя каждый шаг. И мастер может называться мастером, только если в руках у него отличные инструменты: стамески, круглые, плоские, зубчатые; специальные свёрла, тёрки, шкурки. И даже пила, типа «Дружба».
Познакомимся с нашей командой поближе. Таня – художник и архитектор. Даша – архитектор. Алексей – художник, строитель и промышленный дизайнер. И я, скульптор.
Начало первого дня, вокруг стоит гул и рёв мощных инструментов. Отсекаются большие куски льда от будущих скульптур. У нас две команды – мужская и полностью женская, единственная на «Ледяном» конкурсе. И потому, когда наши девушки проходят мимо других ледяных блоков, где работают мужчины, там заметно усиливается, активизируется рёв и стук инструментов…
Два дня пролетели стремительно. Мы закончили своё чудовище в прозрачном льду. И наши девушки – своих птичек туи, собирающих нектар из цветов.
А потом вечер награждений за лучшую скульптуру изо льда и что-то вроде банкета…
И вот уже яркое утреннее солнце поднимается из-за деревьев, вокруг нас красивый заснеженный парк. Начинается второй для нас конкурс – снежной скульптуры. Перед нами стоит огромный и сияющий, как айсберг, четырёхметровый блок снега. Такие же блоки , в два ряда, расставлены и дальше по парку.
Мы раскладываем инструменты и приступаем. Глядя на свою скульптурную модель, размером с ладонь, мы размечаем блок, определяем, где нужно отсечь самые большие лишние куски. И вот Таня с Дашей берутся за концы длинной цепи с зубчиками на каждом звене. Алексей поднимается на блок, определяет там линию распила и устанавливает на неё середину цепи-пилы. И распил начинается. Быстро растет толпа туристов. Они с изумлением наблюдают, как Таня и Даша, перетягивая цепь, врезаются всё глубже и глубже в блок… И вот белая скала зашевелилась и рухнула под восторженные крики туристов. Они восхищённо, как на богинь, смотрели на девушек, совершивших чудо. И конечно, фотографировали…
Итак, первый день начался. Таймер включён. Впереди 3,5 дня. За это время нужно превратить этот белый айсберг в двух китов с фонтаном пузырей, больших и маленьких, вокруг. И чтобы киты парили, а пузыри стремительно уносились в небо… И мы всё успели. Наши киты парили в невесомости. Китёнок льнул к матери. А в голубое небо устремлялся столб пузырей.
Мы улетели домой вполне довольные собой. Да, мы не получили денежных призов. Но наши киты смотрелись там очень красиво, олицетворяя природу Новой Зеландии. Мы познакомились с новыми тенденциями в снежной и ледяной скульптуре. И постараемся их учесть в будущем.. Эта поездка дала нам много больше, чем просто денежный приз, даже если бы мы его получили….
А еще там происходили удивительные встречи – с интересными художниками из других стран и даже со старыми друзьями. Таня и Алексей встретились со своими друзьями и педагогами из Хабаровского краевого колледжа искусств, где они учились до отъезда в Новую Зеландию. Так что днём тяжёлая работа на морозе, а вечером приятные встречи. А для Даши это было вообще впервые – быть в большой компании русской молодёжи, со своими приколами, шутками и интересными разговорами. Она-то переехала жить в НЗ ещё девочкой, и теперь Таня познакомила её со своими друзьями. Ну а я, кроме всего прочего, с удовольствием поморозился, надышался смогом и сделал фильм.
Фотографии с Конкурса смотрите в интернет-приложении к этому номеру, «е-Наша Гавань»