Поиск
Close this search box.

На западном берегу Тасманова моря, в Оклендском регионе Северного острова Новой Зеландии, на отрогах горного массива Вайтакере расположился маленький городок Пиха (Piha). Он известен всем серфингистам своим знаменитым пляжем, Пиха Бич. Любителей походов по горам сюда привлекают тропы, которые проложены по круто обрывающимся в море хребтам, изрезанным глубокими узкими долинами.
Постоянных жителей на Пихе наперечет. В разговорах между местными обитателями часто звучит вопрос: ” Довольны ли вы своим видом на море?». Ну, уж с этим у большинства проблем нет. Наш дом расположен на высоте в несколько сот метров. Иногда мне кажется, что, если хорошенько всмотреться, с балкона можно увидеть не только пляж, живописные бухты и половину горного массива Вайтакере, но и далекое австралийское побережье. Во всяком случае, несколько лет назад после пыльной бури в Красном центре Австралии я отмывала стекла в доме от красного налета.
В интернете и во множестве туристических изданий вы можете найти огромное количество информации о пляже Пиха — этой Мекке серфингистов, одной из природных жемчужин Новой Зеландии. Но я хочу рассказать о «своей» Пихе.
Стоя на балконе дома лицом к морю, прямо перед собой я вижу узкие ворота между двумя близко сходящимися прибрежными скалами, Blow Hole. Скалы тормозят бьющие в них волны, и вода протекает в образованную ими щель. Таким образом, во время прилива возникает овальный водоем диаметром около ста метров с практически гладкой поверхностью. Любители обычного плавания, а не катания на доске, с удовольствием используют возможности этого природного бассейна. Увы, чтобы вернуться домой после такого купания, нужно взобраться вверх по горной тропе на несколько сот метров.
Основной, так любимый серфингистами, Piha Beach отделен от Blow Hole двумя впечатляющими скалами. Именно на этом пляже в марте 2020-го года должно было состояться одно из важнейших в сезоне мировых спортивных событий в серфинге, этап серии Challenger. Подготовка к нему шла полным ходом. На береговой линии, вдоль пляжа, ударными темпами достраивались трибуны, вышки для судей, помещения для гостей. С каждым днём на флагштоках появлялись новые флаги стран-участниц. В местных кафе можно было встретить спортивных звезд мирового уровня…. И вся эта бурная жизнь, как по мановению злой волшебной палочки, внезапно остановилась. Соревнования, по иронии судьбы носящие название Corona Piha Pro, были отменены из-за другой «короны» — коронавируса.
Пляж постепенно возвращается к своей обычной жизни. После снятия карантинов, вернулись на него рядовые любители катания на досках, снова началось дежурство знаменитой команды спасателей Piha Surf Life Saving Club.
Та часть пляжа, которая расположена справа от знаменитой скалы Lion Rock, символа Пихи, лучшее место прогулок для тех, кто не хочет карабкаться по горным тропам Вайтакере. Это своего рода променад, местная набережная длиной в несколько километров, неиссякаемый источник впечатлений. Ветер и волны рисуют черным песком на поверхности пляжа разнообразные узоры. И поэтому создается впечатление, что ты идешь по паркету замечательной красоты.
Однажды я с недоумением и удивлением обнаружила здесь огромное, метра четыре длиной, вынесенное на берег приливом бревно, все облепленное какими-то ужасными, отвратительными на вид, то ли огромными червями, то ли змееподобными моллюсками. На конце каждой из этих морских тварей висело что-то похожее на ракушку, из которой периодически высовывалась маленькая черная головка, разевающая волосатую пасть. Зрелище, надо признать, малоаппетитное.
Сфотографировав это чудо дивное на память, я отправилась домой и полезла за информацией в интернет. Эти существа оказались не моллюсками, а одним из видов усоногих рачков, которые имеют множество имен: поллиципес, морские трюфели, персебес, goose barnacles, на русском языке их называют нежно — «морские уточки». Длинным стеблем они приклеиваются к скалам, днищам кораблей или к бревнам, как в нашем случае. Клейкое вещество, благодаря которому морская уточка намертво крепится к своему месту обитания, до сих пор является загадкой для исследователей. Его свойства феноменальны, и изобретение аналогичного материала означало бы нахождение средства для быстрого и крепкого сращивания костей, материала, применяемого в лечении зубов, и для множества других целей.
В Португалии и Испании морские уточки широко употребляются в пищу и являются самым дорогим деликатесом (до 400 евро за килограмм). У морских уточек сочное розовато-белое мясо. Сваренные на пару прямо в своем панцире и поданные с соусом из морепродуктов, морские уточки по вкусу напоминают одновременно мясо креветок и омаров. Они необычайно вкусны и столь же необычайно редки и дороги, чем, видимо, и объясняется одно из их названий — «морские трюфели».
В испанской Галисии, где морских уточек называют рercebes или peus de cabra, в их честь даже проводится праздник «Фиеста де Лос-Персебес». Известен этот деликатес и в России. В дорогих московских ресторанах вас угостят морскими уточками, добытыми у берегов Испании, Португалии или Марокко.
Причем добыча морских уточек сопряжена с немалым риском: охотники за этими рачками во время отлива спускаются на скользкие камни, поросшие еще более скользким мхом и выискивают колонии морских уточек, притаившиеся в расщелинах. Каждый год во время добычи этих рачков несколько человек погибает.
Представляете, сколько денег можно было бы выручить, продав на рынке Лиссабона вынесенную океаном на пляж Пихи колонию морских уточек? А может быть, и в Новой Зеландии есть любители этого деликатеса? Ну, а меня избавьте, после рассматривания этих существ живьем, я их никогда в рот не возьму.
Куда лучше выпить чашку кофе в одном из двух местных кафе, в которых запрещено курение и алкоголь. Кстати, эти ограничения действуют на всей территории Пихи. Вот такой это оазис здорового образа жизни!
Но возвращаемся к открывающемуся с балкона виду на море. Налево от Blow Hole я вижу высокую гору, склон которой круто обрывается в море. Это гора Хикуранги (Hikurangi). Кроме своей невероятной красоты она знаменита тем, что на ее вершине расположен мемориал — большой круглый камень с установленной на нем бронзовой плитой. Надпись на плите гласит, что «на этом месте в августе 1948 года два пионера радиоастрономии Джон Болтон и Гордон Стэнли впервые с высокой точностью определили положение источников космического радиоизлучения, находящихся вне нашей Галактики,… и тем самым открыли новое окно в изучении Вселенной».
На противоположном берегу Тасманова моря, в расположенном недалеко от Сиднея районе Dover Heights тоже находится мемориал, посвященный замечательным открытиям в радиоастрономии, сделанным в 1940-е годы. Эти памятные знаки на новозеландском и австралийском побережьях, поставлены на местах, где в годы Второй мировой войны находились радары, задачей которых было обнаружение вражеских самолетов.
После войны австралийские специалисты начали модифицировать военные радиолокационные станции с целью использования их в научных исследованиях. В ходе этих работ сложилась команда из трех молодых ученых, которые были впоследствии признаны пионерами радиоастрономии и чьи имена составили гордость мировой науки. Ими были англичанин Джон Гейтенби Болтон, Гордон Джеймс Стэнли, чье детство прошло в Новой Зеландии, и австралиец Оуэн Брюс Сли. Ни один из них в то время не имел еще ни высоких ученых степеней, ни громкого имени в научных кругах.
В результате осуществленных на горе Хикуранги около Пихи, а также на Dover Heights около Сиднея в 1948 году экспериментов ученые доказали возможность изучения космических объектов путем исследования их электромагнитного излучения в диапазоне радиоволн. Так в Южном полушарии в 1940-е годы зародилась новая наука — радиоастрономия.
Мне приятно осознавать, что я первая рассказала об этих событиях на русском языке в научно-популярном журнале «Наука и техника» в декабре 2015.
Вот на этом, пожалуй, и завершим увлекательно-познавательную прогулку по Пихе. Хотите сами все увидеть? — Приезжайте!

                                                Марина Печорина

  1. Этот очерк и его автор стали лауреатами литературного конкурса «Океания говорит по-русски», в номинации «Проза». Конкурс проводила русская еженедельная газета «Единение», Австралия.
Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.