Поиск
Close this search box.

Мифы, легенды и курьёзы Сталинской эпохи

От редакции. В этом номере (и затем еще в двух) мы публикуем отрывки из книги Игоря Альмечитова “Мифы, легенды и курьёзы Сталинской эпохи”. Перед первым очерком помещаем отрывки из вступления, написанные автором.

Вступление

Смутные времена и тоталитарные режимы порождают «субкультуры» не менее, а подчас гораздо более живучие, чем официально «допущенные к массовому потреблению».

И курьезные, трагичные или откровенно комичные истории о Сталинской эпохе, как и анекдоты о том периоде отечественной истории, за пересказ которых вполне можно было надолго отправиться «в места не столь отдалённые», давно пережили всю ту официальную «патриотичную культуру», которой были заполнены полки книжных магазинов, передовицы советских газет и идейные кинохроники тех лет. Как оказались они одним из явных примеров того, как осторожно и шёпотом передававшийся из уст в уста «фольклор» с течением времени сам стал культурным феноменом и потеснил в общественном сознании большинство событий и явлений, которые вроде бы и должны были отражать суть сталинской эпохи, со всеми её трагедиями, смертями, достижениями и победами…

Перефразируя же известное изречение, которое приписывают то Гегелю, то Марксу, то неким иным неназванным философам прошлого: едва ли не всё величие советской эпохи со временем переродилось в фарс, оставшись в массовом сознании жителей постсоветского пространства либо некими обобщенно-великими деяниями той поры, либо просто анекдотами…

А, впрочем, судите сами, за какие истории, рассказанные вслух, в то время можно было провести несколько лет в колониях или тюрьмах. И стоит ли так идеализировать эпоху, когда даже невинные шутки могли обернуться нешуточными проблемами для того, кто, не подумав десяток раз, прежде чем открыть рот, неосмотрительно пересказывал подобные легенды/байки/«мифы»/анекдоты «не в том месте и не для тех ушей».

В этой книге, в виде небольших очерков, собрана лишь малая толика из тех самых — где-то забавных, где-то ироничных, а где-то откровенно трагичных историй, которые десятилетиями бродили по просторам некогда «одной шестой части суши» о едва ли не самом пугающем этапе нашей общей истории — Сталинской эпохе… и, естественно, о самом «отце народов и величайшем гении всех времён», как гордо и ничуть не смущаясь подобного славословия десятилетиями именовала И.В.Сталина вся советская пресса…

Читая очерки, можно… почувствовать атмосферу того нелёгкого для страны времени… Времени, отголоски которого до сих пор влияют на жизнь постсоветского общества и часто подсознательно, едва ли не на генном уровне руководят нашими поступками… как и многими, далеко  «нелицеприятными» душевными порывами.

                          «Мифы» сталинской эпохи. Лев Гумилёв:                           

               «Приходите, когда будете собирать на памятник Малюте Скуратову» 

Увы, то, что Льва Гумилёва, советского и российского историка, писателя, археолога, географа, востоковеда, этнолога и философа, а также единственного сына Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, арестовывали четырежды, ни для кого не секрет и точно не «миф» советского времени. Как и то, что в совокупности Лев Гумилёв провёл больше десяти лет в заключении и, если бы не «своевременная», хотя и скоропостижная смерть «отца народов и гения всех времен» И.В. Сталина, он наверняка оставался бы в ссылке ещё не менее пяти лет в соответстви с вынесенным ему ранее приговором «самого гуманного суда в мире» (при условии, что выдержало бы его и без того подорванное лагерями здоровье). 

Можно долго листать страницы его «дела» с обвинениями в антисоветской агитации и исторических исследованиях, не соответствовавших «основному курсу партии», но несомненно одно — знаменитого ученого, который всю свою жизнь посвятил науке и который в настоящее время по праву считается цветом нации, обвиняли и арестовывали лишь за то, что учёный имел своё мнение и готов был его отстаивать, не идя на поводу у системы и не предавая свои принципы. 

К сожалению, мы уже никогда не сможем понять, сколько упустила страна, где миллионы людей подобных Гумилёву либо сгинули в лагерях, либо потратили годы своей жизни в ссылках и тюрьмах, вместо того, чтобы внести свой вклад в общемировую науку и культуру… 

Одна из легенд за что арестовали «строптивого» учёного в 4-й раз в 1949-м году (не считая массы обвинений, взятых из его же «дела» 1935 года) гласит следующее… 

В конце сороковых годов прошлого столетия, вероятно, после выхода в 1945 году первой части картины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (той самой кинокартины, на выпуске которой настаивал И.В. Сталин и сценарий которой он утвердил лично, очевидно проводя исторические параллели между своим правлением и правлением царя Ивана IV), в стране «родилось общественное движение энтузиастов» в пользу сбора средств на памятник Ивану Грозному… 

Тем, кто не застал советское время стоит дополнительно пояснить, что никакое общественное движение в СССР не рождалось без чёткого руководства и одобрения Коммунистической партии и правительства. 

Судя же по тому, что монумент в итоге так и не был установлен, идея эта канула в Лету, вероятно, замещенная раскрытием очередного «глобального заговора» (так называемого «дела врачей») против «лично товарища Сталина, партии и правительства».

Тем не менее, по легенде, именно ситуация, связанная со сбором денег на памятник Ивану Грозному, и стала той «последней каплей», которая непосредственно повлияла на четвертый арест и заключение Льва Гумилева.

Говорят, когда активисты пришли к Гумилёву за «добровольным пожертвованием», тот наотрез отказался сделать взнос на дело, негласно утвержденное «партией и правительством».

На очевидный вопрос о причине отказа, Гумилёв прямо ответил: «Приходите, когда будете собирать на памятник Малюте Скуратову».

Наверняка, в «более демократическом и свободном обществе», «энтузиасты» бы только пожали плечами и удалились восвояси, удивляясь причудам учёного. Как, к сожалению, «неудивительно» и то, что в «самом гуманном и справедливом социальном обществе за всю историю человечества» на несговорчивого учёного сразу донесли «недремлющим органам» в соответствии с долгом и революционной совестью «каждого честного советского человека»…

Впрочем, всё это не более, чем один из исторических «мифов», связанных с четвёртым арестом Льва Гумилёва. Верить же этой легенде или нет, как обычно, оставим на суд вдумчивого читателя.

Но то, что Льва Гумилёва, как и миллионы советских граждан, осуждённых по пресловутой 58-й статье «за антисоветскую агитацию и пропаганду» реабилитировали в 1956 году «за отсутствием состава преступления» является несомненным историческим фактом.. 

                                           Игорь Альмечитов, Воронеж



Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.