Поиск
Close this search box.

        Песни, прошедшие войну, которым установлены памятники                                                                                                                     

Конечно, это легендарная «Катюша»! Песня, мелодию которой знают во всех уголках мира! Она написана композитором Матвеем Блантером на слова поэта-песенника Михаила Исаковского. По своей популярности с ней едва ли может сравниться  какая- либо другая песня. Достаточно сказать, что единственный в мире музей песни имеет только песня «Катюша». Думаю, очень немногие знают, что «Катюша» имеет самое прямое отношение к городу Владивостоку.

Героиня песни – Катенька Филиппова (только Катенькой, не иначе, называли её всю жизнь) родилась во Владивостоке в 1911 году в семье часовых дел мастера Н.Н.Филиппова. Природа щедро одарила её – красивая внешность, удивительной чистоты голос, абсолютный музыкальный слух. Уже в 12 лет она озвучивала немые фильмы, которые показывали во Владивостоке. Затем – учёба в Ленинградской консерватории, где в числе её сокурсников был будущая знаменитость, композитор Никита Богословский. В Ленинграде Катя познакомилась со своим мужем, кадровым военным Александром Алексеевым. Вскоре молодожёны отправились к месту службы мужа на Дальний Восток, на погранзаставу, начальником которой назначили майора Алексеева.

Шёл 1938год. Когда японские самураи пошли в наступление и разгорелись бои на озере Хасан, жена командира, под стать мужу, проявила завидную выдержку и мужество. Oна перевязывала и выносила с поля боя раненых, кормила их, лечила, подбадривала добрым словом и песней. Наравне с мужем Екатерина Алексеевна была награждена самым высоким в то время боевым орденом “Красной Звезды”. Но главной наградой для Катеньки стала песня «Катюша», написанная в её честь, которая превратилась в музыкальный «бестселлер» всех времён.

Первые строки «Катюши» Михаил Исаковский написал в начале 1938 года, а потом работа «застопорилась», так как поэт не решил, что будет с милой Катюшей, которую он заставил «выйти на берег крутой и запеть»… Но произошла встреча с композитором Матвеем Блантером, захотевшим написать на эти слова музыку в джазовом стиле для вновь организованного в то время в Москве джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. Блантеру срочно понадобилось завершение текста, и тогда композитор поехал в Ялту, где отдыхал Исаковский, и за полтора дня поэт дописал слова песни к великой радости своего друга.

На первом же концерте джаз-оркестра 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве и состоялась премьера песни. Её исполнила джазовая певица Валентина Батищева. Офицерский корпус, заполнивший зал, трижды вызывал песню «на бис»; в зале, как вспоминал Блантер, «стоял стон от аплодисментов»!

Но есть мнение, что первое исполнение состоялось чуть раньше и то случайно: на последней репетиции оркестра Госджаза оказалась Лидия Русланова. И она не удержалась и исполнила песню через несколько часов по памяти на своём концерте, в том же самом Колонном зале.

«Песня требовала немедленного выхода», – сказала Русланова (из книги Глеба Скороходова «Тайны граммофона», Изд-во Aлгоритм, 2004).

Она оказалась права! Прямо с концерта песня начала своё шествие по стране. Ежедневно «Катюшу» передавали по радио, затем издали отдельной книжечкой, и она вошла в каждый дом, принеся славу и Лидии Руслановой, с которой песня пошла воевать.

Певица исполняла её на фронте ещё во время финской кампании, а затем все четыре года войны – на фронтах Великой Отечественной. «Катюша» вместе с Лидией Руслановой прошла всю войну и завершила её в Берлине, где участвовала в Концерте Победителей на ступеньках рейхстага 9 мая 1945 года как всемирно известная боевая песня.

В годы Второй мировой войны она завоевала популярность и за рубежами страны: в Италии и Болгарии песня стала партизанским гимном, во Франции её пели бойцы Сопротивления – тоже как гимн. Эскадрилья «Нормандия – Неман» приземлялась в Ле Бурже на подаренных Россией самолётах с любимой «Катюшей» на устах. Её французские летчики считали «лючшей», как и антифашисты Испании, ласково называвшие её «Каталиной». 

У песни есть и вторая жизнь.  Созданные в самом начале Великой Отечественной войны реактивные гвардейские миномёты, сыгравшие огромную роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков, были названы именем этой известной на весь мир песни – «Катюшами».

Так сплелись судьбы легендарного оружия и легендарной песни, ставшей воистину всенародной, самой первой песней в мире, заслужившей исключительной чести – быть запечатлённой в памятнике! Он установлен на крутом берегу реки Угры – на Смоленщине, где жил и работал Михаил Исаковский.

Это уникальный памятник: на высоком крутояре – несколько брёвен, уложенных друг на друга так, что получилась скамейка. А рядом – опирающаяся на символический бревенчатый угол крыша деревенской избы. Около неё большой валун, за ним раздвоенный оструганный ствол сосны, похожий на поднятые к небу девичьи руки. И надпись на металлической планке, прикрепленной к валуну: 

        Выходила на берег Катюша / На высокий берег на крутой.

И впрямь, это край цветущих яблонь и груш, и куда ещё, кроме высокого живописного берега Угры, могла выходить песенная Катюша…

А средствами на сооружение памятника и создание единственного в мире музея песни «Катюша», который открыт там же, в селе Всходы, стала Сталинская премия, которую Исаковский получил за свой текст и которую передал землякам.

И что интересно: сама судьба так распорядилась, что первые залпы «Катюш» прогремели там же в дни Смоленского сражения 1941 г… Это были первые семь экспериментальных установок под командованием капитана Флёрова.

Огненный смерч сметал всё на своём пути, наводя ужас на гитлеровцев. Неудивительно, что они, во что бы то ни стало, стремились овладеть секретом доселе неизвестного и страшного оружия, в создании которого принимал участие и ставший впоследствии знаменитым конструктором космической техники Сергей Королёв.

Но захватить установку им так и не удалось. Правда, отстояли секрет «Катюш» дорогой ценой – ценой жизни самого Флёрова и его товарищей.

В свой последний бой батарея «Катюш» вступила в заболоченном лесу, там же, на Угре. Находясь в безвыходном положении, окружённый со всех сторон фашистами, капитан Флёров скомандовал расстрелять все ракеты, а установки взорвать. Он сам, тяжело раненный, дал последний залп по приближающимся немецким танкам и самоходкам и взорвал себя вместе с оружием…

После того боя из170 бойцов-флёровцев из окружения вышли меньше 40… Но их подвиг – такими загадками полна история Великой Отечественной – не был оценён в то время: никого из уцелевших даже не представили к награде.

Когда спустя 54 года после этих трагических событий для телевидения готовили передачу «Песня далёкая и близкая», неожиданно на месте гибели героев-флёровцев обнаружили осину, которая чудом уцелела после того, как в неё врезался лонжерон одной из установок «Катюш», взорванных в тот страшный 41-й год. Это сама Природа помогла выжить дереву-инвалиду, сохранив живого свидетеля подвига капитана Флёрова и его батареи.

Лучшего памятника, чем эта израненная осина, и придумать было невозможно! Это священное дерево – символ бессмертия флёровцев. И эту обнаруженную Осину с большой буквы перевезли в Москву и установили к 50-летию Победы в Музее Славы на Поклонной горе.

Лишь 21 июня 1985 года капитану Ивану Флёрову присвоили звание Героя России посмертно.

А песня «Катюша» живёт и поныне. Обойдя весь мир, она снова вернулась на Смоленщину, где её пели следопыты, которые нашли и с почестями захоронили останки флёровцев, бившихся до конца, но не отдавших свои «Катюши» врагу. На месте их гибели сейчас стоит памятник.

И, наконец, 11 ноября 2013 года памятник «Катюше» торжественно открыли во Владивостоке, на родине той самой Екатерины Александровой, в честь которой и родилась сама песня «Катюша».

 Марк Лабок, Торонто

Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.