Поиск
Close this search box.

HANDMADE FROM RECYCLED PAPER

С большим интересом я рассматривала  работы  Ирины Щербаковой на Фестивале славянской культуры в Крайстчерче (о фестивале мы писали в №103, дек. 2020). Работы Ирины привлекли не только качеством и необычностью исполнения – одним словом, мастерством, но и важностью. Ведь все, что выставила Ирина, было сделано из использованной газетной бумаги. Сразу же подумала о проблеме утилизации отходов, экологической  ситуации во всем мире… А  тут – вот оно, частичное, но решение проблемы!  Вторая жизнь  макулатуры. Мы же все помним этот термин. В английском – это просто recycled paper. А у Ирины handmade from recycled paper.

Вот так  и появились мои вопросы, Римма Шкрабина (РШ), к  Ирине Щербакоой (ИЩ).

РШ. Сначала, Ирина, расскажите немного о себе.  Откуда вы приехали? Сколько лет живёте в Новой Зеландии?

ИЩ. Я из Владивостока, живу в НЗ с 2014 года. До этого несколько раз приезжала в гости к дочери.  И даже прожила в Окленде почти 9 месяцев в 2008 г., когда родился мой первый внук, а я помогала дочери, потому что она тогда заканчивала институт. Потому переезд был долго планируемым и взвешенным решением. Тем более что в мой  последний, «гостевой», приезд  я познакомились со своим будущим мужем… Когда я уже окончательно переехала в НЗ,  то продолжила помогать дочери  (теперь уже с двумя внуками),  учила английский и была счастлива, живя уже с мужем-киви  в небольшом городке недалеко от Крайстчерча. Для меня не было большим  стрессом ни потеря любимой работы, ни расставание с родными и друзьям, ни прощание с любимым городом. Просто я была здесь востребована и, главное, окружена заботой и любовью. Конечно, было трудно (особенно в первые годы) – я очень уставала,  часто  болела простудными заболеваниями и т.д. Но я была счастлива и спокойна. Что и послужило для меня своего рода толчком, после которого я остро ощутила желание заняться чем-то творческим и интересным…

РШ. Кто вы по профессии?

ИЩ. По профессии я врач. И в России это был мой  главный и любимый  труд. Ни на что другое у меня просто не хватало времени. Все как обычно: семья-дети-работа. Хотя любимое занятие у меня все же было – я всегда рукодельничала. До сих пор  хорошо вяжу на спицах и крючком и вышиваю.

РШ. Как возникла идея заниматься именно handmade from recycled paper?

ИЩ. Как я уже говорила, мне всегда очень нравилось  вышивать или вязать. Но всегда хотелось попробовать себя в чем-то новом. Еще в России увлеклась  лозоплетением и даже сплела несколько вещей. Но в городской квартире делать  это было  не просто – от такого увлечения остается много мусора и грязи, да  и вообще лозу трудно заготавливать  и хранить в городе… А в Новой Зеландии мне захотелось попробовать себя еще в чем-то. Тем более соблазнов было множество – я постоянно просматриваю крафт-странички в интернете, а вебсайты  “Страна мастеров ” и “Осинка”-  мои любимые. Там я и нашла свое новое увлечение: что-то делать из бумаги.  Причем я сразу решила, что буду плести только из старых газет, хотя мастерицы в  России  покупают для этого  чистую бумагу –  с ней работать легче. А я  была уверена, что из б/у бумаги  легче что-либо сплести и изделия будут выглядеть  более красивыми и похожими на изделия из лозы. А кроме того,  для меня было важно то, что я использую процесс утилизация, что «добро» не пропадает зря… Мне всегда очень жалко видеть, сколько пропадает старых газет и другой бумаги, попадающей в макулатуру. Я сразу представляю загубленные деревья… 

РШ. Значит, вы начали создавать свои чудные «бумажные» вещи только здесь, в НЗ? Получается  самоучка или все же у вас есть учителя? Насколько сложен этот вид прикладного творчества для новичка? Что необходимо для успеха? Где выставляете свои работы? Какие отзывы получаете?

ИЩ. Меня никто не учил, как плести бумагу.  Чтобы освоить такой вид прикладного творчества, мне опять пришлось пересмотреть большое количество видеороликов и фотографий, освоить множество мастер-классов, перечитать и изучить   книги по лозоплетению и плетению из бумаги. Этот процесс обучения  бесконечный: до сих пор мне ещё очень сложно подобрать хороший клей (чтобы бумажные трубочки не расклеивались в процессе дальнейшей обработки), найти хорошие «морилки» и красители для окрашивания бумаги,  средства для смягчения уже готовых трубочек (чтобы они были мягкие и податливые и не ломались в процессе плетения). Для российских плетельщиц это намного проще. Для них и большой выбор недорогих материалов, и обмен  опытом с  другими мастерицами. Сейчас, например,  для новичков  составлены целые инструкции: как крутить бумагу, чем красить, составы для обработки, какой лак использовать для финишного  покрытия… А для меня многое из перечисленного до сих пор недоступно.  Самое сложное, особенно в первые годы, было объяснить местным продавцам, что мне нужно. Прежде всего, мне было трудно перевести и понять чем одно красящее вещество/stain отличается от другого. Перевод дается  всегда  одинаково: пятно-пятно или  краска-пятно и. т.д. Даже мой муж, который знал, что я делаю и что я хочу, не всегда мог мне помочь, потому что также не понимал многое  в этой области. Мне пришлось открывать учебники и самостоятельно разбираться: чем один лак отличается от другого, что такое грунтовка и пропитка и чем они отличаются. А главное, было очень обидно, когда от  тебя  в магазине просто отмахиваются, потому что не понимают. И это не только от моего незнания  английского,  но и незнания новозеландских брендов, марок, понятий. А еще одна проблема – это цены! Много не купишь, когда они  о-го-го какие. Бывало  очень обидно, когда прибежишь домой с вожделенной баночкой лака или краски,  предвкушая какие будут замечательные трубочки, а в результате получается полное безобразие. Или когда уже сплетенное изделие покрываешь лаком, а он, оказывается,  не совместим с краской, и все облазит. И приходится выбрасывать уже готовую работу… Ну, это так – рабочие будни «плетуна». 

Что нужно для успеха? Труд… Вера, что все получится… Желание воплотить свою идею в жизнь и, конечно, вдохновение. Куда же без этого…? Только прежде нужно нарезать газеты, по-особому накрутить из нее трубочки, покрасить, высушить, специальным образом их пропитать, чтобы стали эластичными, и творить… А потом опять рутина – загрунтовать, чтобы изделие стало жестким, подклеить,  подкрасить все огрехи и покрыть несколькими слоями лака. А потом любоваться своим творением или сразу отнести его в мусорку… Такое тоже бывало, но редко.

Много позже знакомые, которые видели мои работы и удивлялись, что это все сделано из газет,  стали уговаривать меня плести что-то на продажу. И  я решила, что это хорошая идея продвигать мои работы под брендом handmade from recycled paper.

Активно  выставлять свои работы  я стала только с прошлого года, когда после длительного перерыва вновь вернулась к плетению, и произошёл качественный прорыв. Я участвовала в нескольких локальных  районных выставках, мои работы продавались в сувенирном магазине. Сейчас выставляются в нашей местной Арт-галерее. Ну и несколько раз участвовала в продажах на уличных рынках/street market. Отзывы всегда одинаковые: удивление и недоверие. Неужели это бумага? Бумага же не может быть такой прочной… Приходится каждый раз  объяснять,  доказывать и показывать на примерах. Всегда очень приятно, когда настоящие, признанные художники хвалят и даже покупают мои работы. Бывает и такое!!!

РШ. Что планируете в дальнейшем?

ИЩ. Я хочу продолжать плести  новые изделия, у меня куча идей и планов, новых задумок.  Надеюсь, что я найду хороших заказчиков, которым понравятся мои работы. Это очень важно, когда твои работы востребованы. И дело совсем не в деньгах  (если учесть только себестоимость изделия, то прибыль совсем символичная,  а если подумать о трудозатратах, то и вообще сомнительная), а в том, что людям нравятся мои работы, а я хочу, чтобы они их  видели, пользовались ими и радовались им… 

РШ. Спасибо большое, Ирина, за ваш интересный рассказ! Мы надеемся, что когда-нибудь, может,  даже скоро, увидим вас и ваши работы у нас в Окленде. И эти работы так понравятся, что многие обязательно их приобретут!

Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.