Григорий Гребенщиков и его Чураевка (окончание. Начало читайте в №115)
Напомню, предисловие к книге Ивана Умова, о котором я рассказывала в первой части очерка («Наша Гавань» №115), написано было Григорием Гребенщиковым. И о нем я обещала найти материал и тоже рассказать. Что и делаю.
Григорий Гребенщиков родился на Алтае в 1883 или 1884 году. В 1894 году, не закончив начальной школы, начал самостоятельную жизнь. Значит, было ему тогда примерно одиннадцать лет. Интересно, кем же мог работать мальчишка в этом возрасте с неполной начальной школой? Он работал в Семипалатинске мойщиком посуды, учеником аптекаря, санитаром, помощником лесничего, писарем у мирового судьи, письмоводителем у нотариуса. Много чего попробовал, приобрёл определённый жизненный опыт. А потом занялся вдруг журналистикой. В 1906 выходит его сборник рассказов и очерков «Отголоски сибирских окраин». С 1909 он уже ответственный секретарь журнала «Молодая Сибирь», поступает вольнослушателем в Томский университет и продолжает много писать.
В 1910 – 1911 годах совершает этнографические путешествия по Алтаю, изучает жизнь староверов, выступает с докладами о своих поездках и изысканиях и пишет очерки, с 1912 года становится редактором газеты «Жизнь Алтая».
Постепенно Гребенщиков превращается в незаурядного писателя-реалиста.
С начала 1916 года он находится в действующей армии, служит начальником Сибирского санитарного отряда. Пишет корреспонденции и репортажи с фронта.
В 1917 году Григорий завершил первую часть своего основного многотомного произведения – романа «Чураевы».
Революцию Григорий Гребенщиков не принял, годы гражданской войны он провёл в Крыму, сотрудничая с местными изданиями.
В 1920 году эмигрировал, жил сначала во Франции, в Париже. Позже перебрался в Америку. Был знаком с удивительными людьми, включая Н. Рериха, Ф. Шаляпина, К. Бальмонта.
В 1923 году Илья Толстой, сын Льва Толстого, приобрёл землю в штате Коннектикут, в Америке, у слияния двух речек Помпераг и Хусатоник и с группой русских эмигрантов на этом участке земли построили Русскую деревню. В 1925 году Илью Толстого посетил Григорий Гребенщиков, и так ему понравилось это место, что он перекупил у Ильи Толстого эту землю, докупил еще приличный кусок земли и решил построить посёлок для русских писателей, учёных и артистов и назвал это место Чураевкой в честь мифического села Чураево, которое упоминается в его же произведении «Чураевы».
Деньги на застройку Чураевки помогали собирать композитор Сергей Рахманинов и авиаконструктор Игорь Сикорский.
Первые поселенцы жили в Чураевке летом в палатках среди вековых деревьев, пока строились их дома. Им особенно нравились росшие здесь берёзы. Гребенщиков описывает в своём произведении «Гонец», как он в Чураевке строил свой дом и обтёсывал брёвна, устроил в нём типографию «Алатас», где печатались книги Рерихов, Бальмонта, Сикорского, того же Ивана Умова, о котором написано ранее, многих русских классиков и самого Гребенщикова.
Здесь гостили многие известные люди: композитор Сергей Рахманинов, артист Михаил Чехов, хореограф Михаил Фокин, живописец Николай Рерих; проживали: член Государственной думы Иван Ушаков, морской биолог Виктор Лузанов, изобретатель Леонид Дунаев. Создатель вертолётов Игорь Сикорский владел здесь землёй, часто приезжал в Чураевку, но в ней не жил (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B0_(%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD) – cite_note-russkaya-derevnya-churaevka-3.
В 1932-1933 годах по проекту Николая Рериха в Чураевке была построена часовня Преподобного Сергия Радонежского. Помещалось в ней всего десять человек. Но желающих присутствовать на службе было значительно больше, поэтому перед часовней сделали амфитеатр под открытым небом для желающих молиться.
1930-е -1940-е годы были наиболее оживлённым временем в истории Чураевки. После Второй мировой войны Чураевка пополнилась русскими эмигрантами второй волны, покупавшими здесь землю по 45 долларов за акр. Однако после смерти Ильи Толстого и отъезда Григория Гребенщикова в штат Флорида (в октябре 1942 году), активная жизнь в общине, оставшейся без своих лидеров, постепенно стала приходить в упадок.
В 1988 году Чураевка была внесена в Национальный реестр исторических памятников — как одна из достопримечательностей штата Коннектикут. На средства Федеральной службы охраны исторических объектов были отреставрированы иконостас в часовне и заново позолочен её купол.
Белла Езерская (*) в 2002 году писала: «Чураевка неотличима от тысяч других американских посёлков, где живут средние американцы. Давно выветрился из этих мест русский дух, и только любовно ухоженная и охраняемая маленькая церквушка с золотым куполом напоминает о том, что здесь когда-то кипела русская жизнь, читались стихи, издавались книги и жили люди, составляющие гордость и славу русского искусства».
Это самое малое, что можно написать о необыкновенном человеке, его современниках и русской деревне Чураевке, что и сейчас существует в Америке и охраняется государством.
*) Белла Самойловна Езерская — советский, позднее — американский библиотекарь, журналистка и театральный критик, эссеист.
Виктория Мананова, Окленд