Поиск
Close this search box.

ДВЕ ПЬЕСЫ В ОДНОМ СПЕКТАКЛЕ

В конце октября оклендские любители театра наконец увидели задержавшуюся по понятным причинам премьеру Экспериментального Театра-студии «ЭКТЕС». В течение двух дней на сцене  THEATREWORKS трижды был показан спектакль по одноактным пьесам Теннесси Уильямса «Растоптанные петуньи» и «Любовное письмо лорда Байрона» в постановке руководителя студии Нины Герасимовой-Брукс.

Почему Нина выбрала пьесы этого американского драматурга? Ведь его  произведения очень многослойны и  сложны. Недаром, анализируя его творчество, специалисты используют множество замысловатых терминов. Тут тебе и модернизм, и сюрреализм, и фрейдизм, а еще – «символический реализм»… 

Однако такая терминологическая неопределенность дает режиссерам большую свободу, позволяет вкладывать в спектакли по пьесам Теннесси Уильямса самые разнообразные смыслы. Может быть,  поэтому спектакли по его произведениям долго не ставились в СССР и появились на сценах советских театров только в начале 60-х, лет через пятнадцать после того, как с ними познакомилась театральная Европа. Советская власть не приветствовала идейное и смысловое многообразие на сцене.

Хотя позднее Теннесси Уильямс стал в СССР и на постсоветском пространстве  одним из популярнейших драматургов. Многие слышат в его пьесах чеховские интонации. Кстати, мемуаристы вспоминают, что в рабочем кабинете Уильямса всегда висел портрет Чехова.

Для Нины Герасимовой – чем задача сложнее, тем больше свободы для творчества режиссера и актеров. Тем более, что Теннесси Уильямс считал, что главное в пьесе – вовсе не текст, но «цвет, изящество, легкость, стремительный узор движений, динамичное взаимодействие живых существ, которые передвигаются по сцене, как пронзающая тучу молния, – вот что составляет пьесу, а не слова на бумаге, не мысли и не затасканные понятия, собираемые с полок общественных библиотек».

И как известно поклонникам Нины, все это и ее стихия тоже. Тем более, что  у нее были замечательные помощники. В создании музыкального сопровождения ей помогала Ольга Хоменко. Световое оформление обеспечил Александр Титов. Хореограф Елена Емельянова-Девайн поставила все танцевальные номера с актерами студии: Аней Блэк, Марией Сергеевой, Еленой Хендри, Тамарой Фокс, Вероникой Евдокимовой. Восторженных слов заслуживают Татьяна Гусева за ее отличные костюмы и создатели  декораций – Антон Аверьянов и Руслан Никишев, а также дизайнер Светлана Богданова и спонсор Юлия Ходжсон.

Есть у Нины и козырной туз, который её никогда не подводит. Надеюсь, я не обижу студийцев, если назову Наталью Орлову звездой ЭКТЕС.

В первом акте – пьесе «Растоптанные петуньи» – Наталья играет роль Дороти Симпл (говорящая фамилия). Содержание пьесы можно изложить в нескольких предложениях. Дороти целиком погружена в заботы о своем магазинчике и своих цветах. Поиски полисменом (Руслан Никишев) и мистером Ноузитом (Климент Дмитриев) злоумышленника, растоптавшего ее петуньи, видятся ей восстановлением глобальной справедливости. Из этого маленького мирка ее выводит неожиданно появляющийся Молодой человек (Антон Аверьянов) – он напоминает Дороти о пугающих ее радостях жизни и, в конце концов, назначает свидание. Затем следует перебранка с миссис Далл (Вероника Евдокимова). И наконец, полностью преобразившаяся Дороти оставляет свою устоявшуюся жизнь и устремляется  вместе с Молодым человеком в неизвестное будущее по дороге, ведущей на Кипарисовый холм. Что ждет ее впереди – новая яркая жизнь? Но ведь эта дорога ведет на кладбище. И кто этот Молодой человек: случайный прохожий, мистификатор, дьявол-искуситель? 

За короткое время, прожитое на сцене, Дороти (Наталья) убедительно показывает нам, что переосмыслить свою жизнь никогда не поздно. Главное – не бояться перемен…

Замечательна роль, отведенная группе  «Петуний» режиссером в происходящем на сцене. Если в  начале действия их танец, гибкие, зеленые руки-стебли завораживают своей красотой и пластикой, то ближе к финалу эти же руки становятся жутковатыми змеями, которые пытаются проникнуть в дом и разрушить уютный мирок героини.

Во втором акте – пьесе «Любовное письмо лорда Байрона» – «Петуньи» перевоплощаются в латиноамериканских танцовщиц – участниц шумного, яркого карнавального шествия, на фоне которого происходит действие. А Наталья Орлова из Дороти превращается в Старуху,  моментами смешную, а моментами зловещую.  Вдвоем со своей внучкой (Аня Блэк) они пытаются выманить деньги у малообразованной Дамы (Мария Сергеева), показав ей за деньги письмо, написанное якобы поэтом Байроном. Смех зрителей вызывают гротескные ситуации, в которые попадает Дама и Уинстон, ее пьяный муж (Руслан Никишев). Мошенниц-авантюристок в конце концов постигает неудача – выманить у Дамы хотя бы несколько центов им не удается.

Теннесси Уильямс заканчивает пьесу разоблачением – автором письма, которое якобы написал Байрон, на самом деле был когда-то муж Старухи. Далее в тексте ремарка –  «Занавес». Но Нина Герасимова со своими актерами  средствами пантомимы и музыки создали другой финал. Героиня Натальи Орловой, прижав к груди письмо, с любовью вспоминает своего мужа. И затем звучит исполняемая всеми участниками спектакля «Молитва» Булата Окуджавы: «Пока Земля еще вертится/Пока еще ярок свет/Господи, дай же ты каждому/Чего у него нет…». Молитва за всех и на все времена.

Мы вновь стали свидетелями успеха Экспериментального Театра-студии «ЭКТЕС». Спасибо! Ждем следующих премьер!

Инна Баталова, Окленд



Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.