От редакции. Удивительно много интересных культурных событий в русскоговорящем сообществе произошло в промежутках между двумя выпусками «Нашей Гавани». И это очень приятно! Попробуем в этот раз рассказать о большинстве из них… И начнем рассказывать о них в хронологическом порядке.
«Три карты – Три карты – Три карты»
В конце февраля оклендские любители театра увидели новый спектакль Экспериментального театра-студии (ЭКТЕС) по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Постановщик спектакля, как всегда, Нина Герасимова-Брукс, руководитель театра-студии.
Каждый раз информация о готовящейся постановке студии ЭКТЕС становится для будущих зрителей сюрпризом, и тут же возникает вопрос – почему? Почему режиссер и руководитель театра-студии выбрала именно этот литературный материал? Привыкли мы искать всему рациональное объяснение: горячая тема, юбилейная дата, мода, наконец… В случае с Ниной Герасимовой рацио не работает. Выбор Нины – это всегда ее творческое решение.
Итак – Пушкин. Для своих постановок Нина часто использует произведения русских классиков. Мы видели в ее постановке и Чехова, и Лермонтова, и Александра Островского…
Для большинства из нас «Пиковая дама» – это произведение Пушкина, которое стоит в списке для внеклассного чтения в 8-м классе. У многих после этого давнего прочтения в памяти скорее всего могли остаться только названия трех карт – тройка, семерка, туз… Однако в 1890 году у повести Пушкина появилась тезка – на сцене Мариинского театра состоялось первое представление знаменитой оперы Чайковского «Пиковая дама». Эта опера, созданная по мотивам произведения Пушкина, со дня своего появления приобрела мировую известность. Гениальная музыка, великолепные постановки со всемирно известными исполнителями, многократные показы по телевидению… Хотя как-то забывается, что либретто оперы имеет мало общего с повестью Пушкина. Действие оперы перенесено на полвека назад, изменены характеры, судьбы, взаимоотношения героев. И даже имя главного персонажа потеряло одну букву… А трагические оперные финалы? – помните, как после дивной арии на набережной Лиза бросается в ледяные воды Зимней канавки? А как проигравший все Герман (с одной буквой «Н») стреляет себе в сердце прямо у игорного стола? Но это не Пушкин, это Чайковский.
Спектакль Нины Герасимовой создан в точности по повести А.С.Пушкина. Режиссер использовала только авторский текст. Недаром с первой сцены мелькает среди гостей молчаливый невысокий кудрявый человек во фраке и высоком цилиндре. И кажется, что это сам Александр Сергеевич присматривает за происходящим, тем более, что мы хорошо знаем, какую, увы!, не последнюю роль играли карты в жизни поэта. И этот же персонаж появляется позднее на «живом» портрете в доме графини, из рамы которого он с интересом следит за действиями своего главного героя.
Чтобы преобразовать прозаический текст в сценическое действие, Нина ввела в спектакль Даму (текст от автора). Роль Дамы, которую, как всегда, замечательно играет Наталья Орлова, – это не только сюжетная основа спектакля, но и его связующее звено. Одетая в красно-черное платье цвета карточных мастей, Дама становится символом той карточной и жизненной ИГРЫ, которую ведут все герои. О том, какое значение имела карточная игра в жизни высшего общества XVIII – XIX веков, рассказано в программке спектакля, где даже помещен словарь карточных терминов. Так что еще до начала спектакля мы погружаемся в атмосферу петербургских салонов первой трети XIX века.
Все актеры, участники спектакля, заслуживают самых добрых слов: и трогательная Лиза (Аня Блэк), которой постоянно помыкает старая графиня, и Германн (Руслан Камалов), одержимый безуспешно подавляемой страстью к обогащению. Каждый персонаж наделен своим особым характером: беспардонный Томский (Руслан Никишев), постоянно хихикающая парочка горничных старой графини – Дуняша и Марфуша (Елена Хендри и Мария Сергеева), которые различаются только полями своих шляпок. А как хороши в своих мундирах игроки Сурин и Нарумов (Евгений Хохлов и Евгений Шевченко) и демонический Чекалинский (Антон Аверьянов), он же граф Сен-Жермен! И, конечно, великолепна старая графиня, которую играет Ирина Китаева. Кроме блестяще сыгранной сцены появления на балу (по тексту Пушкина мы знаем, что старухе 87 лет), она еще удивительно эффектно «встала из гроба», чтобы назвать Германну три карты. Нельзя было не восхититься и световым решением этого мистического момента.
В спектакле не только сохранен текст нашего великого поэта, но и все действие на сцене безупречно вписано во временную и “географическую” эпоху повести. Замечательные костюмы, в создании которых кроме режиссера принимали участие Людмила Аминова, Татьяна Гусева и Ирина Китаева; удивительно удачно подобранные слайды и освещение (светооператор Александр Титов) создают атмосферу промозглости пушкинского Санкт-Петербурга. Как и во всех спектаклях театра, лаконичные элементы декораций позволяют быстро изменять сцену, мгновенно перемещая нас из бального зала в гардеробную старой графини или на ночную улицу города. Световое и художественное оформление спектакля полностью придумано Ниной Герасимовой и осуществлено ею с помощью всех участников спектакля.
Замечательна работа хореографа Елены Емельяновой –Девайн. Актеры необычайно органично чувствовали себя, исполняя мазурку или вальс. Хореографические решения играли большую роль и в других сценах спектакля.
Все, кто видел спектакль, дружно восхищались его замечательным музыкальным сопровождением. Музыкальное оформление спектакля – это тоже полностью заслуга Нины. Она потратила десятки часов на поиск музыкальных фрагментов и в итоге нашла такие, которые максимально точно передают атмосферу конкретного эпизода или настроение персонажа. Звукооператор Ольга Хоменко даже призналась, что во время спектакля порой с трудом могла сосредоточиться на управлении аппаратурой – до такой степени ее моментами завораживала музыка.
Необходимо обязательно сказать и об исполнителях ролей молодой графини (Вероника Евдокимова) и ее мужа (Анатолий Рыжих – он же тот самый таинственный кудрявый гость). Нужно также упомянуть Климента Дмитриева и Ольгу Макарову, помогавших в изготовлении декораций.
Я назвала всех участников спектакля. Но еще хочу добавить, что одни из актеров исполняли сразу две роли в спектакле, другие принимали участие в изготовлении декораций, третьи – костюмов.
В программке прочла, что особую благодарность создатели спектакля выражают Марине Блум – за рекламное видео, а также Галине Розовой и Фаддею – за помощь в создании декораций, Светлане Богдановой – за создание программки и афиши, и Руслану Камалову – за помощь в создании фонограммы. И мы, зрители, тоже им благодарны.
И мне остается еще раз поблагодарить всех создателей спектакля за доставленное удовольствие. С успехом вас, друзья! Ждем новых встреч!
Инна Баталова, Окленд