Поиск
Close this search box.

ЗАМЕТКИ ИЗ ПУТЕШЕСТВИЙ

 Перевал Бёркс/Burkes Pass

Продолжаем путешествие по Южному острову.

Перевал Бёркс (Burkes Pass) мы проезжаем по дороге из Квинстауна или Wanaka в Крайстчёрч. Перевал считается воротами в так называемую «Страну» или «Бассейн» Маккензи в южной части региона Кентербери. Страна Маккензи с давних пор была известна местным маори как регион с реками, богатыми угрём, и равнинами, заселёнными птицами Weka. Маори называют этот район Te Manahuna. Добывали птицу и рыбу в основном с мая по август, когда и рыба, и птица были наиболее жирными, что было немаловажно для процесса их консервирования. Основной маршрут, которым маори попадали в бассейн Те Манахуна, пролегал как раз там, где сейчас проходит шоссейная дорога (State Highway 8).  

Сам перевал  можно и не заметить – так, пара поворотов на холме. Высота в самой высокой точке «всего» 709 метров над уровнем моря.

Назван перевал в честь Майкла Джона Бёрка (Michael John Burke), выпускника университета в Дублине, в Ирландии. Отличился он тем, что в 1855 году первым перегнал своё стадо мясных бычков в Страну Маккензи. Маршрут, по которому Майкл перегонял своё стадо, стал альтернативой дороге через перевал Маккензи. Джеймс Маккензи, знаменитый в этой части Новой Зеландии бандит, промышлял воровством овец у окрестных фермеров и перегонял их на золотоносные прииски Отаго для продажи тамошним золотодобытчикам. Не гнушался он и дорожным разбоем, отбирая деньги, запасы еды и скот у проезжающих.

Дорога, пригодная для гужевого транспорта, была проложена через перевал Бёркс примерно в 1857 году и быстро стала самым быстрым и безопасным маршрутом на обширной территории от береговых поселений тихоокеанского побережья до золотоносных районов Отаго. А в местах, где дорога занимает не один день, конечно, нужно и место для ночлега. И вскоре появился план большого поселения, для которого на равнинной местности, сразу за перевалом, около холма Sterickers Mound, был выделен участок в два с половиной квадратных километра. Участок был ровный и поэтому открыт всем ветрам. А ветер в тех местах бывает очень холодным – особенно зимой.

Кроме того, некто Джеймс Нунан просто проигнорировал указания властей о месте основания нового поселения и в 1861 году построил небольшой отель в долине, которая в те времена была известна под именем Река Капустного Дерева (Cabbage Tree Creek). В 1869 он перестроил свой отель (то ли сгорел старый, то ли ещё что-то случилось).  Руины этого, перестроенного, отеля при желании можно найти и сегодня. Вокруг отеля начал разрастаться посёлок, который в течение следующих пятидесяти лет служил дорожным пристанищем для разношёрстной компании овцеводов, погонщиков быков, золотоискателей, торговцев и работников различных правительственных контор.

Посёлок сначала назвали Cabbage Tree Creek – по имени местности, где он был расположен. Потом переименовали, дав смешное имя Клюли (Clulee). И уже позднее поселение получило своё нынешнее название – Burkes Pass.

В августе 1872 года в посёлке была открыта церковь. Что интересно, в день её открытия первыми там провели службу представители англиканского прихода, а после обеда – пресвитериане. В этот день посёлок был накрыт метровым слоем снега, тем не менее, на службу собралось сорок два человека. Для этого некоторым из них пришлось добираться практически без дороги по заснеженным долинам, преодолевая расстояние в  шестьдесят пять километров.

Расцвет посёлка пришёлся на период с 1890 по 1910 годы, когда его население достигло 143 человек и в местной школе работали целых три учителя. Посёлку прочили статус столицы Маккензи, и у региональных остапов бендеров в мечтах рисовалась картина настоящего столичного города с железнодорожной станцией, магазинами и спортивной ареной районного масштаба. Однако железная дорога, которая должна была послужить формированию статуса посёлка как столицы Маккензи, так и осталась мечтой. Железную дорогу довели лишь до городка Файрли (Fairlie), и вскоре местный совет переместился туда. Вслед за местными властями туда же переместились и магазины, и животноводческая ярмарка, оставив Бёркс Пасс один на один с бурно плодящимися кроликами, люпинами и соснами, бурно и практически бесконтрольно разрастающимися в округе. Вскоре посёлок пришёл в упадок. Жители разбрелись-разъехались по всему Южному острову, и вплоть до недавнего времени очень немногое напоминало о его былой славе и об амбициозных мечтах его основателей.

Если остановиться в посёлке сегодня, то там можно прогуляться по хорошо ухоженной дорожке, которая начинается от Церкви Святого Патрика и которую не торопясь можно пройти за полчаса. Зато интересующиеся увидят историческое кладбище, на котором много лет хоронили местных обитателей, небольшие хатки овцеводов, построенные из глины и альпийского ковыля, коттеджи из гофрированного железа, старое здание сельской школы (той самой, в которой было аж три учителя!). Но самым ярким и интересным, что можно увидеть на этой прогулке, конечно же, является уголок Три Реки (Three Creeks). Реплика небольшого сельского магазина, заправка пятидесятых годов прошлого столетия, кузница и автомастерская, – работающие музеи-магазинчики. В этих магазинчиках можно купить массу интересных сувениров – большинство по тематике классических американских авто пятидесятых годов. Старые автомобили и сельскохозяйственная техника, выставленная вдоль дороги, дополняют пейзаж. Интерьеры магазинов можно рассматривать часами. Ещё в поселке делают потрясающую садовую мебель и передвижные мини-домики. Правда, жаль тех, кто, гуляя по поселку, проголодается и решит перекусить – не надейтесь, вам с этим там не повезёт. Из съестного в единственном небольшом киоске продают только кофе. И это всё. Но люди, живущие там, занимаются своими делами. Они сумели превратить поселок в замечательное и очень интересное для туристов место.

Фотографировал автор.

Николай Вахрушев, Окленд


Мы не коммерческая организация. Поддержи “Нашу Гавань” – 1$ и 1 минута времени. Спасибо.