Знакомьтесь. У нас новый автор. Юрий Евгеньевич Токарь. Учитель математики в Украине. Стихи, рассказы, очерки на русском и украинском языках печатались в Украине, России, Беларуси, Германии, США. Например, в таких изданиях: газета “День” (Украина), журнал “Южная Звезда” (Россия), “Сімейна газета” (Україна), журнал “Чайка” США и других.
НИКОГДА?
Памяти Продана Степана
Васильевича, учителя, погибшего в
автомобильной катастрофе
Снежным оказалось начало декабря 2005 года. А мы с девятью учениками и двумя выпускницами, купив заранее железнодорожные билеты, в пятницу отправились в традиционное, однодневное путешествие из нашего, затерянного в лесу посёлка, во Львов. Традиционное, потому что за те годы, которые мне пришлось руководить школой, осенью, зимой или весной обязательно набиралась группа учеников, а иногда и выпускников, из 10-15 человек, с которой мы ехали во Львов, Одессу,Днепропетровск или какой-либо другой город, чтобы ближе познакомиться с его историей и достопримечательностями. Такие импровизированные группы экскурсантов оказывались достаточно разношёрстными по возрасту. Иногда их участниками становились и родители школьников. Конечно, учеников привлекало не только само путешествие но и атмосфера оторванности от дома, встреча с чем-то новым.
К ближайшей железнодорожной станции мы добирались автобусом. На сидении рядом со мной устроилась худенькая, коротко подстриженная, черноволосая Люда – девушка, которая за год до описываемых событий окончила школу и поступив в сельскохозяйственный колледж, училась на ветеринара. Она долго и пристально смотрела в окно, а потом спросила у меня: «А долго нам ещё ехать до станции»?
– Смотря, как ехать. Мы еле двигаемся. Осталось километра три-четыре, но видишь же, что дорога засыпана снегом.
– Может, вообще, автобус сейчас остановится, – вмешался в разговор щупленький восьмиклассник Игорёк.
– Не остановится, – уверенно среагировала девушка.
– Почему ты так думаешь? – заинтересовался мальчик.
– Потому что знаю, – автобус просто так никогда остановиться не может.
– Слушай, Люда, а ты не слышала известную фразу: «Никогда не говори никогда»?, – спросил Игорёк.
Девушка на мгновение задумалась, а я, взглянув в окно, обратился к мальчикам:
– Кстати, смотрите, вон возле зелёных ворот автомобиль стоит, а за забором большой дом. Видите? В нём же учитель наш живёт, Степан Васильевич, который у вас трудовое обучение преподаёт.
– А вот теперь, – с уверенной усмешкой сказала Люда, абсолютно точно могу сказать, чего никогда не случится .
– И чего же? – удивился восьмиклассник.
– Я никогда не войду в дом этого преподавателя. Он ведь у нас, у девочек никаких уроков не вёл. Да и вообще, мы с ним не знакомы.
Мы с Игорьком, услышав ответ девушки, не придав особого значения ему, лишь пожали плечами. По-идее, она была права.
Автобус снова начал набирать ход.
Во Львове, куда мы попали утром следующего дня, снега не было совсем. Экскурсия прошла удачно и уставшие за день знакомства со Львовом мы мирно спали всю ночь и поднялись со своих полок плацкартного вагона только за полчаса до прибытия на станцию.
За время нашего отсутствия снега намело столько, что лыж нам явно не хватало.
Заметённые легковушки растерянно стояли на обочинах, а грузовики двигались очень медленно. До нашего посёлка от железной дороги надо было ехать бетонкой восемнадцать километров. На площади у станции собрались ещё несколько наших односельчан, желающих попасть домой. Кто-то из них сообщил, что местная власть пообещала через два часа прислать грузовик «Урал», с тентом, который сможет, хоть и не быстро, но доставить нас домой. Однако мы решили не мёрзнуть на улице или в неотапливаемом здании станции, а идти пешком по намёкам на следы автомобилей в сторону дома, подогреваемые слабой надеждой, что кто-нибудь нас подберёт раньше «Урала».
Первый километр, влекомые утренним энтузиазмом, мы прошли тяжело но уверенно, а вот следующие два дались с трудом. Преодолев и их, мы устали настолько, что готовы были ждать обещанный грузовик, просто стоя в снегу, лишь бы не трамбовать его своими ботинками. И вдруг мне в голову пришла мысль, что рядом же с местом нашей остановки живёт Степан Васильевич, наш трудовик. Через несколько минут мы уже пили на кухне, добродушно принявшего нас учителя, ароматный кофе и делились своими впечатлениями о бесснежном Львове.
Внезапно восьмиклассник Игорёк воскликнул, посмотрев на меня:
– А Вы помните, как Люда позавчера в автобусе сказала, что никогда не зайдёт в дом Степана Васильевича?
Ну что же, воистину мудрое выражение: «Никогда не говори никогда!».На реплику Андрея Люда не ответила, смущённо промолчав. Объяснив, удивлённому прозвучавшим вопросом хозяину дома, что произошло,мы увидели через окно долгожданный грузовик, который ехал на станцию за пассажирами. Не мешкая оделись, вышли на улицу. Попрощавшись с добродушным учителем, который провёл нас до калитки, мы через четверть часа остановили возвращающийся «Урал» и отправились на нём домой, согретые выпитым кофе и искренним, душевным теплом Степана Васильевича.
Юрий Токарь, Украина