Из дневниковых записей школьного учителя
Я по жизни и по судьбе учитель, и не представляла себе жизни без детей. Поэтому все эти годы работала в школах – сначала в первой русской школе, которая открылась в Окленде через год после нашего переезда в Новую Зеландию, в 1996 г., и в местных.
Сейчас я уже не работаю в школе, но продолжаю свою преподавательскую деятельность и очень близко к сердцу принимаю вопросы молодых родителей, которые общаются на темы образования в местной ФБ-группе. В полемику стараюсь там не вступать, но вспоминаю, что те же вопросы задавали родители, приводя своих детей на занятия в нашу русскую школу почти тридцать лет назад: как выбрать школу; почему так плохо учат в НЗ; почему в школах нет учебников?
Тогда, в далеком 1997 году, родители, как на настоящих родительских собраниях, вместе с учителями пытались найти ответы на волнующие темы местного образования. Я с огромной теплотой вспоминаю детей, прошедших через нашу школу, а их было 80 человек…
В те, первые годы нашей жизни в НЗ, когда я еще не работала в местной школе, конечно, я мало что понимала в местной системе образования. Но мне очень хотелось работать. И сначала, как это принято в НЗ, я в качестве волонтера трудилась в разных детских садиках и школах. У меня появился очень хороший друг из местных, в прошлом учитель английского, французского и латыни. Он в процессе нашего многолетнего общения, объяснил ситуацию со здешним образованием. Вот, например, отрывок беседы из моих дневниковых записей: «Билл, что у вас в стране происходит с образованием? Ничего не могу понять. Уже не первый год живу (на момент вопроса – 4 года) и не могу понять ни программы, ни системы». Мой собеседник объяснил это тем, что с 1989 года страна, как и весь мир, встала на путь игры в образовании… Это для меня явилось тогда неожиданностью. Ведь если мы в России и развлекали учеников на уроках, то не заменяли при этом процесс обучения игрой. И еще Билл тогда добавил, что много старых учителей с недовольством вспоминают 1989 год, а многие просто ушли из школы. И примерно в то же время из школ исчезли учебники.
Были у меня и встречи с директорами некоторых школ, и с одним из глав департамента математики, которые дали интересную пищу для размышлений. Это тоже из моих дневников: «В конце беседы директор одной из школ сказал, что я не смогу работать в их школе и вообще в школах Новой Зеландии. И пояснил – в отличие от России, где ученики «смотрят в рот» учителю, много работают на уроках и должны выполнять большие домашние задания, их дети учатся для удовольствия». Имея некоторый опыт и информацию о местном образовании, я тогда засомневалась, учатся ли они…
А вот еще разговор с директором о школьной программе. На мой вопрос, есть она или ее нет, а если есть, то где бы ее посмотреть, директор предложил сначала познакомиться с программой Новой Зеландии по математике, а потом еще раз встретиться и поговорить.
Через неделю разговор состоялся… Я свое мнение ему сообщила – прекрасная программа, только где ее реализация, я ничего не могу понять (а про себя в это время думала, что, видимо, обнаглела – с какой стати я лезу в эти дела и задаю такие вопросы?).
Ответ директора меня очень удивил: «Загляните в окно, кого Вы видите? «Детей», – ответила я.
И он дальше пояснил, что это дети, в основном из не очень благополучных семей. И для них из государственной программы школа выбирает тот материал, который эти дети в состоянии усвоить. А дети из более благополучных семей учатся в соседней школе и из общей программы для них выбирается более сложный уровень. «Кто сказал, что дети разных слоев общества по-разному усваивают один и тот же материал? – подумала я тогда».
Или вот еще из дневников. Из разговора с главой департамента математики одной из старших школ Окленда: «Знаешь, в чем главная проблема детей иммигрантов в изучении математики? В их плохой подготовке по английскому языку». А вот здесь он абсолютно прав! Не поняв условие задачи, решить ее не сможешь.
Из таких разговоров моя «копилочка» для размышлений о школе постоянно пополнялась.
Сижу, перебираю, как четки, свои воспоминания… Сколько их хранится в моей памяти: школы, директора, учителя, ученики, родители, ВУЗы, студенты. Не уместится все в эту короткую заметку. Не ждите, не будет здесь никаких выводов. Это мои размышления…
Трудилась я в НЗ в разных детских учреждениях, а последние 14 лет работала в замечательной частной школе. Мне очень повезло – в этой школе было все: хорошая программа, прекрасные учителя, хорошая дисциплина у учеников. Помню первое напутствие директора перед началом учебного года: «У нас есть свои цели и задачи на каждый год, но вы не должны забывать, что каждый из вас уникален. Привнесите свою уникальность, кусочек себя в свою работу. И еще… школу всегда оценивают по многим параметрам. Очень трудно быть по всем параметрам всегда на первом месте, таких школ нет. Как правило, выбиваются в лучшие в одном направлении, но заваливают другое. Нам же удается идти ровно, и пусть это второе место, но мы его удерживаем».
Давние советы друзей и собственный многолетний опыт – теперь я знаю и могу объяснить другим, что такое государственные школы, каков в них уровень образования в зависимости от района, где эти школы находятся, что такое частные школы…
Продолжение читайте в следующем номере.
Виктория Мананова, Окленд