Евгений Бачурин – поэт – лирик, бард, художник. Романтик, живописец, человек изумительной музыкальной культуры, виртуоз игры на гитаре всю свою творческую жизнь стоял особняком в поле творчества – прожил, так сказать, на обочине культурного авангарда.
Он родился 25 мая 1934 года в Санкт-Петербурге, также как и Дмитрий Юрьевич Цесельчук – с разницей в 12 лет. Дима младше. Заслуженный деятель искусств РФ, окончил Московский полиграфический институт.
1994 год. Фестиваль авангардной поэзии в Барнауле. Дмитрий Юрьевич Цесельчук – организатор этой поездки от Союза литераторов – позвонил в самый последний момент, когда уже была укомплектована команда: «Поедешь? Я:»Да, очень хочу». Это мой первый фестиваль, первое выступление. Возможность почитать свои стихи на большую аудиторию редка. А команда – Юрий Арабов, Тимур Кибиров, Евгений Бачурин, Иван Жданов, Дмитрий Цесельчук, Дмитрий Тонконогов – все известные в разной степени поэты. Сложившиеся . И я –начинающая.
Кроме того, мне как журналистке предоставлялись неограниченные возможности пообщаться с маститыми.
И вот я уже в первый же вечер у ног Жени Бачурина…То есть буквально он сидел на кровати с гитарой в руках, а мы с Дмитрием Юрьевичем рядом – он на кровати рядом, а я у ног на коврике – гостиничная комнатушечка маленькая…
Он пел тоже много и разном. Все что мы просили, спел. И сам был очень рад тому, что мы пришли и слушали. А мне удалось поговорить с ним.
Интервью 1994 года. Барнаул. Фестиваль авангардной поэзии.
Т. Горохова (Т). Когда все началось, как Вы начали сочинять?
Евгений Бачурин (Б). У меня биография сложная и насыщенная. Я – музыкант, хотя и не получил музыкального образования. Сам выучился. Понимаете, если музыка в крови…Но с другой стороны, все это такая нескладуха: вместо ораторий – песни – я и художник, и поэт, и музыкант… Я первый начал сочинять так называемый экологический цикл, до меня такого не было, именно к нему относятся и знаменитые «Дерева, вы мои дерева…» – песня прозвучали впервые в телефильме «Лика» в исполнении Евгении Симоновой и сразу стала популярной.
Т. Сколько всего песен у Вас на сегодняшний день?
Б. Около 120 песен – но еще столько же стихов…, картин штук 50, вот сейчас на руках 27-28, а остальные проданы…Десятка полтора продано, я живу за счет картин… Продаются редко, но если продается, то это дорого и я могу жить.
Т. С кем Вы общались-встречались? Обрисуйте свой круг.
Б. У меня, когда я жил в Уланском переулке напротив Дома России, кто только не был … Перебывало множество диссидентов, уезжающих из России творческих людей. Стрельников уезжал в Германию, Лимонов жил два месяца перед отъездом в США, были известные актеры и поэты: Кублановский, Кайдановский, Кончаловский, Теличкина, Кабаков, Попов, Евгелевский, Булатов. Это были 70-е годы. Кто там только не был. И вот когда вокруг меня такой улей – конечно, я не мог писать картины, так как написание картины требует сосредоточения и спокойствия, – я тогда делал литографии. А улей был вокруг. Я был певцом мастерских, элитарной публики, художественной творческой интеллигенции. Для меня это было приятно – но я все ждал каких-то плодов, взлета что-ли популярности, а того не было…
Т. Вы состоялись как поэт-бард и художник?
Б. Я считаю, что я неудачник, хотя сейчас вот прошла моя юбилейная выставка и даже было опубликовано много интервью со мной в различных изданиях. Безусловно, след есть, но меня же выдворили изо всех обойм, я не вхожу ни в какие тусовки, ни в какие союзы. Я буквально вылетаю – говорят, что у меня неуживчивый характер, не знаю. Сожалеть об этом глупо, а жаловаться можно только Господу Богу, но и это тоже глупо, ему идет и так слишком много жалоб, поэтому надо доживать как-то свой век – вот я и доживаю. У меня вышло 5 пластинок, но куда они разошлись, по каким любителям романтики, не знаю… А вот книги стихов пока нет… До какой-то степени и был в андеграунде, не выходя наружу… Я человек с обочины…, с кухни начинал и кухней должен закончить.
Т. Вы имеете в виду, что творили для так называемого «кухонного поколения», для той части интеллигенции, которая собиралась на кухне дома у кого-нибудь и пели там, читали свои стихи и сценарии…
Б. Образ моего творчества самобытен и мало интересен в социальном смысле. Я как бы отстранен от социума и потом,Тань , я никогда не писал блатных песен, а это важно – они сразу бы дали толчок интереса в народе – как было с песнями Высоцкого. Вот Булат был первым в смысле такой интимной исповедальной лирики, а я уже шел через десятилетие и не стал народу близок. Может быть другое поколение…- не знаю, почему. И потом ты же поняла, что музыка у меня сложная – она требует как минимум музыкальной культуры, но и общей культуры. Человек должен быть внутренне подготовлен к восприятию моих песен.
Т. Вы были заграницей?
Б. Первое мое выступление было в Польше, в Варшаве и в Гданьске, вместе с Долиной и другими бардами. Но я Вам так скажу, все-таки я чисто русский поэт и меня слушают русскоязычные. То есть люди, владеющие русской культурой, знающие ее.
Т. Евгений, песню « Про любовь» спойте…пожалуйста.
Б. Опять про любовь… Сколько можно про любовь… Песен много, стихов тоже, вот недавно вышел новый компакт-диск, а четыре диска ранее разошлись быстро в Москве. В 1976 году вышла пластинка «Пьяный корабль».
Он начал петь: «Все про любовь – больше нечего сказать», но вдруг закашлялся и прервал свое пение. И потом сказал: «Вы меня оживили…, я чрезвычайно вам благодарен за присутствие в этой вот моей маленькой комнате. Иногда кажется, что вот-вот сдохнешь, а вот вы пришли и опять живой».
Он пел, а потом жаловался на судьбу и снова пел, говорил о том, что не смог и не захотел бороться и расталкивать всех локтями и том, что что-то не сложилось и он недостаточно славен и известен. Тогда мне была непонятна его жалоба, его этот, как бы сказать, предварительный итог… Я просто ждала песен, и он пел, не скупился.
Его слушали Анастасия Цветаева и Андрей Тарковский, Максим Шостакович, Он знал Булата Окуджаву : «Он как бы толкнул меня на это занятие…», а был он уже в 68-69 году знаменитым…
Книга «Дерева, вы мои дерева» вышла в 2004 году.
Книга «Я –ваша тень» вышла в 1999 году. Шесть дисков, множество пластинок, записанных на фирме «Мелодия».
Потом я узнала, что Евгений Бачурин еще и замечательный художник. Все дары, данные ему Богом реализовал. Все сложилось. И Он навсегда в сердце моем и других любящих.
Факт: картины Евгения Бачурина висят в Третьяковской галере и в музее изобразительных искусств имени Пушкина, также в музеях различных городов России.
Лирик современности с особым даром он проповедовал гуманитарные ценности.
Я смотрела в ютюбе его концерт 2004 года. Как его слушали молодые ребята, как виртуозно он играл на гитаре, приближаясь даже к джазу. «И мы начнем стихи читать, и жизнь продлится…».
А когда в 2022 была на 11-м Новогоднем фестивале исполнителей бардовской песни «У хороших людей» в Ивановском, приятной неожиданностью стало исполнение его песни «Мы живем в ожидании вишен..»,- точно повторилась мелодия и интонация, только женским голосом.
Татьяна Горохова, Москва