Однажды вечером я гуляла по вечернему Берлину, а в руке несла флеерс – рекламный листок с афишей спектакля «Мастер и Маргарита» в Русском камерном театре. Где же этот театр? думала я и шла прямо, а потом свернула в район Пренцлауерберг . Есть в этом районе место, которое невозможно обойти стороной. Это Мультикультурный центр Kulturbrauerei, расположенный на территории бывшего Пивного завода. Там и располагался в то время( а это были нулевые, начало) Русский камерный театр (Russisches Kammertheater Berlin), основанный еще в 1922 году Борисом Романовым. В театре удалось сохранить уникальный стиль неоромантизма с акцентом не только на драматическое мастерство актеров, но и на хореографию.
Я подошла к запертой двери и постучала. Вдруг дверь открылась – на пороге стоял высокий седой мужчина с молодыми улыбающимися глазами. Пестрый шейный платок кокетливо был повязан вокруг его шеи.
– Вам кого?
– Вас.
Короткая рокировка завершилась тем, что мы мирно распили бутылочку красного и подружились на всю оставшуюся жизнь . А оставалось Алексею Володину как выяснилось не так уж и много. Позже мы с подругой будем навещать его в больнице – когда он уже будет умирать…
Тогда в наше первое знакомство – фейерверк эмоций – он пригласил меня к себе домой и познакомил с Антье Восилус – немецкой актрисой, его возлюбленной и Томасом Макарасом – режиссером из Литвы. Выяснилось, что Алексей приехал из Москвы по вызову своей первой дочери Марины Леман –которая давно жила в Германии. В то время Марина возглавляла Русский камерный театр и все постановки случались под ее пристальным вниманием и непосредственном участии . А папа Алеша тоже работал в этом театре сценографом – оформлял спектакли .
В Русском камерном театре вся сценография – цветовое и световое оформление спектаклей лежала на художнике Алексее Володине. Часто ему приходится долго искать, чтобы визуальная метафора совпала с режиссерской идеей.
«Я несколько раз делал Луну, – рассказывал А.Володин. Луна у Булгакова – важный символ, там все при луне происходит. В своем дневнике Елена Сергеевна Булгаковав писала: «М. А. возится с луной, смотрит на нее целыми вечерами в бинокль – для романа.» Я тоже искал. Сначала я выложил кратер из зерен, – получилась брошка на этакую большую женщину. Не то. Сам Булгаков видел в луне морского конька, писал, «что ее как будто собаки обгрызли». Я попытался следовать этому замыслу и, наконец, нашел. Чередуя гладкие места и шероховатые в материале, используя разную подсветку, я сделал Луну и она заиграла. И зритель ее принял..»
Публика в Русском Камерном театре, который был в то время островком русской культуры в немецком мире, разная. Но очень интеллигентная и доброжелательная. Все сидят на стульях деревянных, изящных, их сделал мастер – Алексей Володин. Вообще, сценография – это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. А художник-декоратор просто переводит авторский замысел художника-постановщика с плоских эскизов на объемные декорации.
Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления, усиливает его воздействие на зрителя.
Друг Штирлица и Табакова –так он себя представлял, потому что на самом деле был другом актеров Вячеслава Тихонова и Олега Табакова, мой дорогой партайгенноссе – друг по партии любителей пивчанского – добрейшей души человек , сохранивший молодость души до самых последних дней, богатырь, пловец подводной лодки «Барракуда», которую он поднимал со дна моря, прокладывал под ней тросы и один трос выскользнул и часть тяжелой лодки, этакой махины придавила пловца. Но Алексей выжил тогда. Я вспоминаю: у него была книга, подаренная известным врачом-Довженко, надписью: «Алексею Володину – богатырю России».
А еще он снимался в Бабельсбергской киношколе. В мае 2003 года весь Берлин был обклеен плакатами –кинофильм Конрада Вольфа – «Когда мне было 19.» Алексей Володин держит с руках фотографию девятнадцатилетнего парня…себя.
Когда я решила уезжать в Москву – я передала ему свою квартиру на Винсштрассе 17 , то есть он ее переснял у Квартирного бюро города, и он там жил какое-то время, обуютил ее как смог: принес какой-то большой цветок в горшке, пледы, разные картины. Но все-таки почему-то там долго не задержался. Нашел себе другую. И потом писал мне в Москву: «Привет Щебетуха Трындечиховна! Как дела? Как у Жени? Ему большой привет. Твое письмо вернулось в зад. Я его тебе высылаю. Ich liebe dich, meine Freundin. Du bist mein Libling, also mein Schatz”!».
Но хватит о грустном. Я пятого декабря переехал в новую квартиру и – сразу ожил. Квартира – сказка. Зря ты не посмотрела. Солнце целый день. Вообще ты все забыла. Ничего не успела. Только обещала. Правда, обещанного три года ждут. Ты забыла со мной проститься – раз. Забыла мои стихи – два. Забыла взять у Марины фотографии – три. Это по крупному. А если перечислять дальше, по мелочи, я набрал семнадцать пунктов. Впечатляет? Вот такие дела, Танюха, прости Танюшка.
Пишу тебе письмо и потихоньку посасываю пивчанского. Марина ругается, забирает у меня алкоголь, но я стойкий оловянный солдатик. Мое кредо: «Лучше умереть на сцене, чем на унитазе». Никогда ни в чем себе, любимому, не отказывал. Вот такие у меня дела teuer parteigenossin. Целую Вас в уста и прочие места. Привет Олесе. Чао-какао-чоколадо. Tschusi! Dein alt Freund Alexej/ Пиши. Berlin 15-12 -2004”».
Его адрес теперь – небесный. Богатырь Алексей Володин умер. Остались три дочери (одна приемная) и сын Штефан (проездом в Польшу – как он сам шутил). Умер Мастер. Я счастлива, что судьба свела меня с этим человеком.
Татьяна Горохова, Москва