В течение двух мартовских вечеров оклендские любители театра с удовольствием и искренним смехом наблюдали за происходящими на сцене Rose Center перипетиями закулисной жизни некоего парижского театра и его актеров. Именно там, в глубине кулис, разворачивалось действие нового спектакля «Театр в театре» Экспериментальной студии-театра Нины Герасимовой – Брукс, ЭКТЕС. На этот раз Нина вместе со своими актерами предложили зрителям комедию из жизни актеров. А «Комедия – дело серьезное», – как сказал когда-то великий знаток этого жанра Юрий Никулин. Она должна не только дать возможность отдохнуть и посмеяться, но и вызвать ассоциации и параллели с нашей реальной жизнью.
Как всегда, в этом спектакле Нина выступила не только в роли режиссера, но и соавтора драматурга, а также оформителя спектакля, создателя костюмов и, в первую очередь, педагога. Ведь большинство из одиннадцати участников спектакля в той или иной степени – ее ученики, а восемь из них вышли на сцену перед зрителями впервые в жизни.
Спектакль «Театр в театре» поставлен по пьесе французского драматурга и сценариста Жана Марсана «Публике смотреть воспрещается». Эта остроумная комедия положений была впервые показана зрителям в 1966 году. Надо полагать, что автор пьесы хорошо представлял себе закулисную актерскую жизнь, полную страстей и эмоций, борьбы тщеславий, интриг и сплетен. Ведь Марсан участвовал в написании сценариев для таких фильмов, как “Большие маневры” и “Все золото мира”, в которых играли знаменитые французские артисты середины прошлого века: Бурвиль, Луи де Фюнес, Филипп Нуаре, Мишель Морган, Жерар Филип, Брижит Бардо… У него была возможность насмотреться на сложности отношений между звездами, а театральные они или «киношные» – разница, можно предположить, не велика.
В центре действия спектакля «Театр в театре» соперничество двух актрис за роль Жозефины, супруги Наполеона, в пьесе Эрве Монтэня – известного драматурга и постановщика (Руслан Никишев). Жена директора театра Робера Гиза (Руслан Камалов), Николь, в исполнении Ани Блэк, рассчитывает на эту роль не только благодаря своему семейному положению – ведь только что состоялись триумфальные, по ее словам, гастроли в Швейцарии, где ее, не то 12, не то 9 раз, вызывали на сцену после закрытия занавеса. И вдруг, по стечению обстоятельств, Монтэнь выбирает на вожделенную роль свою бывшую жену, известную актрису Габриэль Тристан (Наталья Орлова).
Обе актрисы сыграли свои роли весело и азартно. Особенно восхищает такое точное и профессиональное использование множества приемов, которыми пользуется Габриэль-Наталья, чтобы манипулировать всеми участниками действия. Тут и лицемерие; и виртуозное притворство; и мгновенное включение роли «заботливой матери» – ведь ее сын Пьер, театральный художник (Евгений Хохлов), вместе со своей невестой Франсуазой (Вероника Евдокимова) тоже активно участвуют в разворачивающихся интригах; и мастерское общение с репортерами и фотографами (в котором, кстати, Николь-Анна ей не уступает)… Вот уж действительно – театр в Театре.
Яркая закулисная жизнь тесно переплетается с реальными, часто непростыми, отношениями героев спектакля. Ведь в действии принимают участие и нынешняя жена Монтеня, Жизель (Мария Сергеева), и муж Габриель, актер Жан Байар (Антон Аверьянов).
Все участники спектакля – Наталья Милешкина (в роли помощника режиссера Кристины), Ольга Полякова и Наталья Савченко в эпизодических ролях – внесли свой вклад в веселое и остроумное представление, которое разворачивалось перед зрителями. Обязательно нужно отметить профессиональную работу Станислава Высоцкого – художника по свету, Ольги Хоменко – звукооператора, Светланы Носковой – графический дизайн.
К своему стыду должна признаться, что появление на сцене неких серебристых существ в интермедии, которую в виде компенсации за обманутые надежды выторговала у Монтеня Николь, осталось для меня непонятным. Я даже нашла в вездесущем Гугле и прочитала авторский текст пьесы. Оказывается, это были Электроны, что-то из фантастики 60-х годов прошлого века, когда пьеса была написана. Мне показалось, что сцену с ними можно было безо всякого ущерба для действия убрать.
Замечательным эпилогом спектакля стала финальная сцена, в которой все участники спектакля исполняют песню на знаменитую мелодию «Аллилуйя». Слова к ней написали Руслан Камалов, Наталья Орлова, Аня Блэк и Нина Брукс. Эта песня прозвучала гимном его величеству Театру.
Спасибо всем, кто создал этот спектакль! Ждем новых постановок и новых сюрпризов.
Марина Печорина